Наташа Демидова
Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую деятельность»
Программное содержание:
- Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Публикация «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.
- Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.
Оформление:
- Вернисаж «Времена года».
- Выставка детских работ “Наши любимцы”.
- Новинки методической, детской литературы, по теме родительского собрания.
Ход собрания (звучит музыка) :
“И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно. ”
Л. Н. Толстой
- Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основная задача речевого развития детей – это :
1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.
2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.
Проведя анализ анкет, напрашивается вывод – ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.
Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей
Итог: спасибо всем.
- Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).
Результаты высказываний.
1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
Напоминаю вам, что ребенок к 4 – 5 годам:
- Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
- У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
- У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
- В речи появляются сложные формы предложений.
- Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
- Затрудняются назвать части предмета, части тела.
Вы прочитали требования к речи ребенка 4 – 5-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).
Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогам группы) :
1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут)
2. А когда ребенок не задает вопросы — это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)
Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.
Тема: “Кто как кричит?”
Представьте себе, что Вы – это Ваши дети.
- Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.
Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы)
А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок)
Посмотрите, мама – лошадь (большая, а её детеныш – жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.
Как кричит жеребенок? (Ответы детей)
А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья)
А как кричит свинья? (Ответы детей)
Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша)
Кто её детеныш? (Поросенок)
Мама – свинья какая? (Большая)
А поросенок какой? (Маленький)
Как кричит мама? (Громко)
Как кричит сынок? (Тихо)
А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей)
Кто его мама? (Корова)
А как зовут сыночка коровы? (Теленок)
Корова Какая? (Большая)
А теленок какой? (Маленький)
Корова как кричит? (Громко)
А теленок как кричит? (Тихо)
- А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей) Молодцы. (Игра закончилась)
- Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.
А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
- Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая, как мы их любим, а в союзники возьмём природу.
- Отравляясь с ребенком на прогулку:
- поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
- в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
- какое сейчас время года?
- покормить птиц
- загадать загадку
- познакомить с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- поиграть в игру
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки (золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое). Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.
Родители объединиться в небольшие подгруппы.
- Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)
- Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.
- А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей) :
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
- Я благодарю Всех родителей за участие в жизни нашей группы и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.