Гогунская Надежда Витальевна
Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы, заинтересованы, выделяют существенные признаки, определяют, или хотя бы повторяют последовательность (даже двух-трёх) действий, выдвигают гипотезу, делают выводы, обобщают, анализируют.
Это перечислила этапы исследования, элементарного эксперимента - одного из методов развития познавательного интереса и действия.
Публикация «Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В старших логопедических группах, особенно у детей со сложными диагнозами, а их в группе примерно от 10% в лучшем случае и - до 20%-25% развитие инициативы, познавательного интереса, действия развиты на низком уровне.
Такие дети при обучении, поведении в школе не успешны.
Причинами таких задержек уже в раннем возрасте могут быть.
• Неврологические проблемы у ребёнка.
• Нарушения психических процессов (внимания, памяти, мышления, инфантилизм и другое.
• Использование гаджетов. Родители постоянно сидят в телефоне или компьютере, или какие-то у них постоянные важные взрослые дела.
• Ещё одна современная беда: длительные просмотры мультиков, телевизора ребё нком: чтобы не мешал.
• Эмоциональная и речевая холодность взрослых, не только родителей,
но иногда и педагогов в ДОУ.
• Гиперзанятость родителей (на работе, общественными делами).
• Педагогическая неграмотность. Незнание возрастных особенностей, сензетивных особенностей.
• Завышенные или заниженные требования к ребёнку.
• Состояние постоянной тревожности общества, семьи.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой инициативы.
В условиях современного мира познавательный интерес, активность есть важнейшие характеристики личности.
Познавательный интерес, интеллект сам по себе у ребёнка не развивается, только от взрослого, который находится рядом с ребёнком, зависит формирование познавательного интереса у детей.
---Это зависит от того, как взрослый общается с ребёнком (с детьми в группе, как организует, руководит процессом познания, какие методы, приёмы, принципы использует, какая предметная, развивающая среда окружает ребёнка от самого рождения до школы. ---
Важно знать, только работа не от случая к случаю, а в системе даёт хороший результат.
3 пункта, которые нужно знать для успешного познавательного развития детей.
1 – это - знание педагогом онтогенеза.
Нормы развития детей в каждый возрастной период
Онтогенез – савокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
НОРМА РАЗВИТИЯ - это узаконенный, установленный, признанный процесс закономерного изменения,
перехода из одного состояния в другое, более совершенное,
переход от старого качественного образования к новому,
от простого к сложному, от низшего к высшему.
Нормы возрастного развития детей дошкольного возраста практическим педагогам знать необходимо, так как без этого невозможно определить у детей дошкольного возраста задержку развития, отставание в развитии.
Их необходимо знать, чтобы правильно строить свою работу с детьми,
непосредственную образовательную деятельность, индивидуальную работу, помогать определять образовательные маршруты, составлять программы.
Неоправданно мало уделяется внимания
2 – организации работы в детском саду, а так же самоорганизации педагогом взаимосвязи, преемственности с воспитателями внутри д/сада,
с учителями школы.
Чаще всего взаимосвязь, преемственность ассоциируют со школой.
Очень важна преемственность, взаимосвязь смежная.
Поскольку мы работаем с логопедическими детьми старшего дошкольного возраста – это предусматривает – взаимосвязь с младшим возрастом и школой.
Какая цель преследуется здесь педагогом?
Взаимосвязь с младшим возрастом, а то и ранним, нужна, чтобы знать причину отклонения от нормы, определения уровня, витка развития, чтобы планировать работу не теряя времени, а это минимум полгода, на дополнительные наблюдения, обследования. Для детей с особенностями развития важен каждый пропущенный месяц.
БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (от рождения до года).
РАННИЙ ВОЗРАСТ (от года до трёх лет).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ от трёх до пяти
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ от пяти до семи лет).
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ.
Хорошо бы педагогам
3 - иметь представление об общепринятой в мировой практике
спирали развития.
Модель конусной спирали - это инструмент, позволяющий, помогающий управлять процессом преобразований.
Ребёнок не поднимается в развитии по спирали вверх, на следующий виток, если задерживается на предыдущем витке.
Что бы педагог ни делал, как бы ни старался, пока он не разберётся, на каком витке развития находится ребёнок и не начнёт восстанавливать упущенное в развитии предыдущего периода или периодов, то результата не будет или он будет незначительным.
Иными словами не надо тратить время и нервы, невротизировать ребёнка, требовать от ребёнка старшего возраста с интересом, искоркой в глазах участвовать в проведении эксперимента, исследования, требовать от него проявить воображение, активную мыслительную деятельность, если он в своё время не получил достаточно впечатлений, его не научили наблюдать, сравнивать, определять последовательность в раннем и младшем возрасте, как один из примеров: «Сорока-белобока», сказка «Репка», мимо него прошли стадия любопытства и любознательности. Вот туда и надо возвращаться.
Мы часто стараемся покорять какие-то не покоримые, уж очень высокие для ребёнка вершины, а развитие базовых, фундаментальных знаний и навыков упускаем, не развиваем.
Чтобы у ребёнка был сформирован познавательный интерес в старшем дошкольном (предшкольном возрасте) и чтобы он проявлял инициативу, мог полноценно участвовать в исследовательской деятельности, он должен был полноценно пройти от рождения стадии ряд ступеней, стадий, витков.
Эмоции. Впечатления
ЛЮБОПЫТСТВО (примерно от 2 до 5 лет).
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (примерно от 4-6 лет).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС (примерно от 5-7 лет и старше).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС – это присуще уже взрослому человеку.
Какие мы в детском саду проходим, развиваем, делаем витки.
ЛЮБОПЫТСТВО – (можно запомнить это слово так – люблю пытать) это желание узнать, увидеть что-то новое здесь и сейчас. Стадия любопытства характерна для детей от 2 до 5 лет – это при норме. Любопытство – это ситуативный интерес.
---Маленькие дети спрашивают: «Почему вы такой большой?» или «А у вас есть маленькая дочка?» «А куда делось солнышко?» Ребёнок постоянно в движении и предметном, природном эксперименте. Толкает палочку в дырочку, она упала туда и здесь же, сиюминутно: «А где палочка?» и т. д.
И. П. Павлов обозначил это как рефлекс «Что такое?».
«А это что?» «А как это называется?» - спрашивает ребёнок.
Это биологическая основа познавательного интереса.
Это уже самостоятельный ориентировочно-исследовательский рефлекс.
Это при норме развития у детей.
ЛЮБОПЫТСТВО далее перерастает в ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это склонность к приобретению новых знаний. Она не ограничивается созерцанием чего-то, она стремится проникнуть за пределы того, что увидел ребёнок.
Она, любознательность, очень ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте. Возраст «почемучек». Ребёнок постоянно задаёт взрослым вопросы об окружающих предметах и явлениях, их происхождении, устройстве, причинах возникновения.
Отсутствие вопроса «почему?», экспериментирования с речью (придумывание порой несуразных рифм «ай-ай, хохломай и другое») в среднем возрасте должно насторожить взрослого. Принять меры к развитию любознательности.
Итак, яркая грань развития личности дошкольника –
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, а это уже старший дошкольный возраст, отличает от любопытства и любознательности постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решений возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса в старшем возрасте считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания.
В старшем дошкольном возрасте вопросы ребёнка в норме должны уже быть связаны не столько с желанием как называется тот или иной предмет, что с ним происходит, а со способностью сопоставлять свой прежний опыт с новым, найти сходства и различия, раскрыть связи и зависимости между предметами. Он становится основой положительного отношения к учёбе.
Мы все знаем, что происходит до стадии любопытства. Становление у детей образа окружающего мира, познание окружающего мира начинается благодаря тем эмоциям, впечатлениям, которые ребёнок получает в самые первые годы жизни. Сначала через взрослого и общения с ним.
К 6-8 месяцев ребёнок начинает проявлять с помощью взрослого интерес к разным предметам, например, к часам (некоторые неравнодушные родители, создавая предметную, развивающую среду для своего ребёнка, специально покупают часы со стрелками, хотя сами пользуются часами на телефоне).
И если ребёнку не помогут взрослые поддержать, проявить интерес к тем же часам, другим предметам, недостаточно организуют или используют имеющуюся среду для развития впечатлений, а в связи с этим и речи, то рефлекс «Что такое?» в раннем возрасте, или задерживается или не формируется или по содержанию очень скуден.
В дальнейшем и «почемучка» не вырастает. Нет вопросов у ребёнка с низким уровнем развития в 4 года «А почему часы идут». «Кто сидит в часиках и двигает стрелочки, а?»
И в 9-12 лет не появится желания разобрать часы и узнать, что же там внутри.
Не воткнёт палку в песок, чтобы поэкспериментировать и создать свои детские солнечные часы.
И во взрослой жизни не будет теоретически экспериментировать и узнавать, что же такое время и создавать машину времени, которая перенёсёт его в будущее или прошлое.
Не происходит толчка для поднятия на новый виток спирали развития познавательного интереса.
Запрет деятельности ребёнка, экспериментирования, опытов, исследовательской деятельности, идеальный порядок, холодность взрослых, – это враги развития познавательного интереса у детей.
Например: Ребёнок несёт деревянную пластину в кукольный уголок.
Воспитатель - Ты зачем несёшь эту пластину? И не давая ребёнку объяснить, сам отвечает: - Неси назад, её место там, где строительный материал. Нужен порядок, всё на место.
А ребёнок, исследовав её, хотел поэкспериментировать – превратить её в сотовый телефон. Или лего в кастрюле. Кошмар. Или булькает губами в чае – буря в бокале. Ужас. Невоспитанный. Не лезь. Не трогай.
Зачем сломал башню. Ребёнок с задержкой не делает таких бытовых экспериментов.
Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников.
1 уровень. Высокий.
Применяет на практике знания. Сильный, глубокий, устойчивый, разносторонний познавательный интерес. Ребёнок активный, мотивированный, самостоятельный. Задаёт вопросы.
2 уровень. Средний.
Ребёнок проявляет избирательный интерес к чему-либо,
к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей. Делает, потому что заставили, ждёт постоянно похвалы, старается угодить взрослому.
Интерес не постоянный, эпизодический.
3 уровень. Низкий.
Ребёнок самостоятельно не включается в процесс занятия, игры-эксперимента, не отвечает по собственному желанию, волевые качества не развиты. Поверхностное, простое любопытство. Часто отвлекается, невнимательный. Не склонен к какому-либо виду деятельности. Познавательная инертность. Эпизодическая бездеятельность.
Определив уровень познавательного развития ребёнка, если он низкий или даже средний, взрослому надо о-очень постараться, чтобы пройти с ребёнком весь этот путь онтогенеза (и нарушать его последовательность нельзя) по формированию от любопытства к любознательности, развитию познавательного интереса, деятельности за короткий промежуток времени до поступления в школу, перейти на следующий виток спирали развития.
Одним из методов развития познавательного интереса у дошкольников, наряду с другими, является метод проведения экспериментальной, опытной деятельности с детьми логопедических групп.
С чем можно экспериментировать?
С собственным телом, с предметами, явлениями, с отношениями.
---Факторы, которые необходимо учитывать при проведении экспериментов.
1. возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
2. доступность содержания эксперимента;
3. сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действия детей;
4. активизация любознательности;
5. сохранение положительного эмоционального настроя детей;
6. соблюдение темпа и времени проведения эксперимента в педагогическом процессе;
7. постепенное усложнение экспериментов, опытов;
8. цикличность организации экспериментов и опытов---
Опыты и эксперименты могут быть как разовыми, короткими, так и длительными, а так же последовательными, вытекающими один из другого, с открытым концом.
Специально подготовленными и импровизированными.
Чтобы эксперимент был удачным, нужно, чтобы дети были свободны, расслаблены, активны, инициативны, проявляли самостоятельность, осуществляли самоконтроль за деятельностью.
Эксперимент, как никакой другой вид деятельности, позволяет в короткий срок проходить путь онтогенеза познавательного развития, разнообразить впечатления, пройти ступени от любопытства к любознательности, до познавательного интереса и действия.
При систематическом проведении игр, экспериментов, опытов, исследований, других видов деятельности вполне возможно улучшить показатель уровня сформированности познавательного интереса у ребёнка с задержкой познавательного интереса.
Очень часто у детей логопедических групп нарушено речевое дыхание. Страдает сила выдоха, направленность воздушной струи, дифференциация дыхания.
До проведения экспериментальной деятельности, проводится знакомство с дыхательной системой человека, с понятием «воздух». Проводятся простые эксперименты с воздухом. Они очень доступны, не требуют большой подготовки. Самый простой: «Скажи своё имя. Имя воспитателя. Расскажи какой ты?» - подставь тыльную сторону ладони к губам. «Да-нет» - резко махать ладонью, медленно и быстро, ощутить воздух.
«Ветерок» - подуть, губы в трубочку. «Подуй на вертушку». «Парашютик» – ватка на носу, сдуть её.
«Задуй мяч в ворота». «Фокусник». «Испуганные фрукты». «Рыболов».
Серия экспериментов с бутылками и стаканами. С трубочками.
Опыты с водой.
«Буря в стакане» «Кораблики». «Шторм на море».
Одним из игровых экспериментов на развитие дыхания являются эксперименты с использованием свечи.
Новый год, Рождество. Дни рождения детей.
Да и просто так, являются поводом достать свечу.
Кроме цели упражнений на развитие, коррекцию дыхания, пополняется, активизируется словарный запас, формируется грамматический строй речи, идёт работа над словообразованием, над общими речевыми навыками, над слоговой структурой слов и другое. Ну и конечно развиваются любопытство, любознательность, познавательный интерес. Наблюдательность, внимание, мышление, память, воображения, воля.
Этапы эксперимента.
1. Мотивационно-целевой.
Организовать детей и мотивировать. Зачем мы это делаем.
Вы любите, когда горит свеча? Что такое свеча?
Из истории: В давние времена не было электричества и люди придумали, как освещать своё жилище в тёмный период.
Мы будем учиться обращаться со свечой, играть с пламенем. А вот что из этого получится, понравилось ли вам, вы скажите в конце занятия.
2. Заинтересованности. Заинтересовать детей, организовать, привлечь внимание.
Загадка.
Это, друг, - продукт пчелиный,
По названию не длинный
На паркет наводит лоск,
Угадать не трудно (воск)
Рассмотреть свечу. Какая она? Признаки (размер, форма, цвет, на ощупь (рельеф, из чего сделана (восковая, парафиновая).
Из каких состоит деталей свеча? (Корпус, фитиль – фитилёк
Когда горит свеча – это хорошо или плохо? Почему?
Какие правила надо соблюдать? (осторожность, рядом поставить воду).
А ещё я вам обещаю волшебство.
3. Выдвижение гипотезы.
Выдвинуть предположение, требующее подтверждения. Учить выделять существенные признаки связи предметов, явлений, действий, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу, строить предположение.
Что можно делать со свечой? (катать, зажигать, гасить, ставить в подсвечник).
Когда мы зажигаем свечу, что происходит? (горит фитиль, появляется огонь). Как ещё можно сказать? (Пламя. Язычок пламени.
У нас людей есть язык, у пламени – язычок)
Как горит пламя? Ровно.
А если на него подуть, что будет?
(язычок пламени ляжет, может погаснуть, может танцевать.
Как вы думаете, язычок пламени может долго лежать или танцевать? Почему?
А все дети смогут положить пламя? У всех оно будет танцевать?
Учить выделять существенные признаки связи предметов, явлений, действий, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу, строить предположение.
Что мы сначала сделаем, что потом?
Сначала мы зажжём свечу, понаблюдаем, потом попробуем, чтобы пламя легло, потанцевало.
А потом будет волшебство – мы будем пробовать гасить пламя свечи через бутылку и через воронку. И посмотрим, что произойдёт.
4. Осуществление эксперимента.
Ребёнок фиксирует этапы действия и действует в соответствии с алгоритмом.
• Положить пламя свечи (долго лежит)
• Пламя танцует, но не гаснет.
• Подуть на пламя через бутылку.
• Подуть на пламя через широкую воронку
• Дополнительно: дуть на язык, лежащий на нижней губе.
В кулак. Между пальчиками.
В кольцо из большого и указательного пальца.
В сложенные рупором ладони.
5. Смена видов деятельности.
Например, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Что вы почувствовали, изменился ли воздух?
Глубокий вдох через нос. Выдох через рот со словами: «Свечкой пахнет».
Или «- Воском пахнет».
6. Вывод. Учить делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать. Что делали. Что понравилось, новые впечатления.
7. Открытость, ориентация на дальнейшие исследования. Эмоциональное стимулирование. Например: почитать стихи.
На рождество зажгу свечу
И помечтаю, помолчу.
А в воск можно обмакнуть бумагу и посмотрите, что получится. Из такой вощёной бумаги можно сделать кораблики, они не размокнут в ручейке.
А это уже новая история, новый эксперимент!
Новая сказка про УМЕЛОГО МАЛЬЧИКА, который любил делать разные поделки, кораблики!