Баранова Наталья Михайловна
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством овладения навыками бумагопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику. Бумага – самый простой и знакомый нам материал, который может превратиться в кораблик, цветок, бабочку. Дети всегда творят с радостью. Им нужно только помочь в этом. После того как ребёнок начнёт создавать, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к миру, в котором он живёт. Бумагопластика – это вид творчества, который очень нравится детям. При помощи бумаги, ножниц и клея, ребята создают великолепные объемные произведения. Поделки получаются очень красивыми и оригинальными. Работая с бумагой, у детей развивается : фантазия, творчество, конструктивное мышление, сообразительность. Руки детей становятся более ловкими, совершенствуется координация пальцев рук. Дети сами убеждаются, какой удивительный материал бумага! Работая с ней, замечаю, что она пластична, готова принять любую форму. Лист бумаги послушен их рукам, и они могут создать фантастический мир, где есть все: облака, дома, деревья, птицы, животные. Видя, что дети с увлечением работают над поделками, я решила заняться с детьми бумагопластикой. Первые шаги с бумагопластикой настолько просты, что не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги : рвёт, мнёт, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством овладения навыками бумагопластики» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того чтобы придать этому процессу целенаправленный характер я поставила перед собой цели:
– Создание условий для самореализации ребенка в творчестве;
– Развитие у детей творческой направленности в процессе работы с бумагой.
Задачи подразделила на три группы.
1 группа – обучающие задачи:
– закрепить знания об окружающем мире;
– Развивать познавательный интерес;
– Познакомить с основами композиции;
– Формировать образное мышление, воображение;
– Совершенствовать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.
2 группа – развивающие задачи :
– развитие у детей смекалки, изобразительности;
– развитие, формирование любознательности, духовной культуры, эмоционального отношения к действительности;
– учить детей работать в коллективе;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие словотворчества в процессе рассказывания и обыгрывания придуманных сюжетов.
3 группа – воспитывающие задачи:
– воспитание у детей аккуратности в работе, бережное отношение к продукту труда: трудолюбие и старание, усидчивости.
Вся работа по обучению детей бумагопластикой проводится в три этапа.
На первом этапе происходит обучение. Дети знакомятся с тем, какая бывает бумага. Изучают свойства и качества бумаги. Рассматривают способы ее применения, обработки, трансформации. Что бумага имеет свою специфику, она может быть :рыхлая, мягкая, податливая, легко рвется, сминается, скатывается в шарики, закручивается в толстые и тонкие трубочки. В качестве мягкой бумаги используются салфетки. Плотная бумага при сгибании образует сгибы, грани напоминающие собой неровную поверхность; горы, дома, море, деревья, снег и т. д. Гофрированная бумага чаще всего встречается двух видов: жесткая плотная упаковочная. И тонкая бумага гофре, которую используют для елочных украшений.
Знакомя с формообразованием бумаги, я учу детей разным приемам и способам работы с бумагой разной фактуры, как скатывать, скручивать, сгибать, рвать. Учу детей самостоятельно подбирать бумагу, работать со схемами. Складывание по схеме беру тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Работая по схемам, дети вновь получают возможность посмотреть на образец и вспомнить этапы работы. Все схемы и образцы лежат в доступном для детей месте. В любое время они могут ими воспользоваться. Также пользуются и имеющейся литературой.
Второй этап – развивающий.
Изготовление игрушек, фигурок, развивает у детей воображение. Во время выполнения поделки ребенок представляет ее вид, как и чем, украсить, как будет с ней играть, кому подарить. Складывая поделку из бумаги, ребенок тренирует внимание. Чтобы правильно выполнить работу надо сконцентрироваться и внимательно слушать. Работая по схеме, хорошо развивается память, логическое мышление. Каждому ребенку бумага дает возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Третий этап – закрепляющий.
Изготовив много поделок, я предложила детям оформить из них сюжетные картины: «Морское дно», «Моя деревня», «Антарктида» и др. Некоторые нашли свое применение в театрализованной деятельности, многие поделки украсили интерьер групповой комнаты. Так же многие работы выполненные детьми были подарены друзьям и родным. Совместная работа приносит нам огромное удовольствие, радость от общения. У детей появилась ответственность за успех дела, сформировалась целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Занимаясь с детьми бумагопластикой, я заметила, что некоторые из детей обладают неординарными способностями в работе с бумагой.
Результатом моей работы является выставка, где представлены работы детей, на которых показаны разные способы работы с бумагой. Это художественное моделирование из плотной бумаги путем сгибания по прямой (дома, по кривой (окна). (Макет «Саранск – город будущего», «Город в ночи»). Художественное моделирование путем складывания, соединения и склеивания модулей («Подарок маме»). Аппликация («Белеет парус»). Интересные работы из гофрированной бумаги («Золотая рыбка», «Летние фантазии»). А также поделки из рельефной бумаги, моделирование фигурок животных. Особый интерес дети проявили во время работы с трубочками и шариками. Сложности возникают лишь при использовании мелких деталей.
Бумагопластика менее трудоёмка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма, поэтому картины, выполненные детьми, смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Работа с бумагопластикой позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предотвратить перегрузку ребёнка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству