алла колесникова
Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой положительно влияет на,ребенка,делает его добрее,мягче,будит в нем лучшие качества. Природа своим разнообразием, красочностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.
Впечатления от родной природы,полученные в раннем детстве,запоминаются на всю жизнь. Привлекая внимание к изменениям,которые происходят в разные время года,надо научить детей не только любоваться пейзажами,но и наблюдать природу,понимать некоторые происходящие в ней явления.
Публикация «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работая со своими малышами я постоянно поддерживаю их детскую любознательность,учу ребят видеть изменения в природе,самостоятельно делать элементарные выводы. Под окном игровой комнаты у нас есть цветник, где мы с малышами можем наблюдать и ухаживать за растениями и цветами:поливать их,вырывать сорняки,рыхлить землю и т. д. Мои ребята знают,что нельзя рвать цветы,ломать веточки,нельзя ударить кошку или собачку палкой,наступать на жучков,рушить домики муравьев,бросать в птичек камнем и т. д. Но бывает и такое, что малыш хлещет веткой по траве,а ему не навязчиво предлагаю послушать,как она шуршит или говорю о том,что звучнее стучать по асфальту,а увлекательнее и полезнее ходить по песочку, а не по травушке-муравушке.
Помогая ребенку активно познавать природу,я обращаю внимание малыша на яркий цветок,летящую бабочку,красивый камушек,пушистые хлопья снега,красивые красно-желтые листочки на деревьях и кустарниках.
Ознакомление детей с природой я осуществляю в разнообразных формах:на занятиях,в труде,играх на участке,наблюдениях,чтении и рассказывании стихов и рассказов.
В нашей группе есть книжная полка «Жар-птица». Она оснащена детской художественной литературой,сказками,стихами,потешками и познавательной литературе о природе.
Дети с удовольствием рассматривают сюжетные картинки о животных,растениях,знакомятся со строением дерева,сравнивают кустарник с деревом. находят сходство и различия. В шкафчике,мы его назвали «Находка» есть различный природный материал :орехи,каштаны,ракушки,перышки,палочки. Все это мы используем для поделок. Это и веселые ежи,зайки,цыплята,лягушата и длинногие цапли. Этим самым мы развиваем мелкую моторику,мышление,фантазию,сообразительность у наших малышей.
Особое место,конечно,я отвожу занятиям с элементами экспериментирования. Я считаю,что эксперементирование-наиболее успешный путь для ознакомления детей раннего возраста с миром окружающей их живой и неживой природы. Основным методом в деятельности по экспериментрованию я выбрала проведение элементарных опытов. Опыты проводила как с подгруппой детей,так и с двумя-тремя малышами. Свою работу я начала с эксперимента с водой. В режимных моментах дети убеждались в том,что водой можно умываться,что вода может литься,а может брызгать,что вода не имеет вкуса. На занятиях дети получали представление о том,что вода жидкая,поэтому может выливаться из сосуда,что вода не имеет цвета,но ее можно покрасить,что вода может быть теплой и холодной,что вода может превращаться в лед и наоборот. При проведении игры «Тонет-не тонет» дети убеждались в том,что некоторые предметы плавают,а некоторые тонут в воде. Эксперименты с песком проводила на прогулке. В игре»Испечем угощение для куклы Кати»дети пробовали слепить угощение из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры мы с детьми подводили итог-мокрый песок лепится,сухой-нет,он рассыпается.
С помощью наблюдений на прогулке дети убеждались,что на мокром песке или зимой на снегу остаются следы и рисунок палочкой получается четким,выразительным. Наблюдения на прогуке обогащают представления детей об окружающем мире,развивают познавательные процессы у детей,формируют доброжелательное отношение к природе. Наблюдение за деревьями:березой,рябиной,елью в любое время года,рассматривание листьев,сравнение их друг с другом,наблюдение за тем,как я ухаживаю за комнатными растениями,наблюдение за погодой,солнцем,небом,ветром-все это вызывает у детей интерес к природе,желание узнать о ней,как можно больше.
Так как большую роль в процессе ознакомления с окружаюшим миром,формирования положительного отношения к природе играют родители,поэтому мы стараемся привлечь к работе и их. Помещаем в родительский уголок советы,даем различные консультации,отвечаем на интересующие их вопросы,привлекаем к непосредственной работе :вскапыванию клумб,спиливанию сухих веток деревьев,к посадке цветов на клумбах,к побелке стволов деревье и т. д. Очень хочется верить,что наши дети,когда вырастут,будут любить и оберегать все живое.