Ирина Моисеева
Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка»
детский сад «Радуга» г. Сергача
Разработала воспитатель группы раннего возраста
Моисеева Ирина Николаевна
Тема:
"Развитие познавательно- исследовательской деятельности через сенсорное развитие детей раннего возраста"
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Выдающиеся ученые, справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Цели моей работы:формирование и совершенствование сенсорных процессов для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей Задачи моей работы :
-обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в разных видах деятельности;
-формирование и совершенствование умения и навыков выделять цвет, форму, величину;
-формирование и пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО.
-ознакомление родителей с особенностями сенсорных у детей
В образовательной программе детского сада и в примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Развитие познавательно-исследовательской деятельности", которое включает в себя "сенсорное развитие» и его программные задачи.
Знакомство с цветом
Знакомство малышей с цветом я начала с четырё х основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как дети научились без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, я познакомила их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
На первом этапе различение цветов проходило по принципу “такой – не такой”. Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, предлагаю ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения;
На втором этапе идет зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показываю ребенку карточку определенного цвета и предлагаю найти в группе предметы, игрушки (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания называю цвет и прошу повторить его;
На третьемэтапе идет закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
Знакомство с формой
Знакомство с формой начала с простых фигур: кругом и квадратом. Помогала им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы) :показывала как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоили эти формы, познакомила с треугольником и прямоугольником. Параллельно давала представление об объемных геометрических телах – шаре, кубе, кирпичике.
Ознакомление детей с формой так же проводила поэтапно:
1. этап – практические действия. Для того, чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, использую специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (коробка с отверстиями разной формы или вкладыши). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (“такой – не такой”, не называя ее;
2. этап – зрительное восприятие формы. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий;
3. этап – запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет в дошкольном возрасте.
Знакомство с величиной
Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней предлагаю следующими способами:
– предлагаю сравнивать предметы практически – способом приложения;
– зрительно, сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов одинаковые по цвету и форме;;
– сначала предлагаю сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляю третий объект – средний по величине;
– параметры величины обозначаю словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности использую выразительные жесты. Сначала величину обозначаю при помощи слов такой – не такой, затем большой – маленький, а в последующем использую понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.
В свободной деятельности мы закрепляем полученные знания о свойствах предметов.
Планомерная и систематическая работа по развитию у детей младшего возраста чувственного опыта значительно влияет на сенсорное развитие и на развитие личности дошкольника в целом.
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:
- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- стремятся передавать отношение цвета, размера и форм в продуктивной деятельности.