Наталья Волкова
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности
▼ Скачать
«Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.
Публикация «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности» размещена в разделах
Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
На сегодняшний день, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а так же с принятием ФГОС, большое внимание уделяется формированию экологической культуры, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, а так же нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Поэтому экологическое воспитание на сегодняшний день имеет большое значение.
Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал В. Сухомлинский: «Годы детства – прежде всего воспитание сердца». Великий педагог справедливо считал: необходимо вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Дошкольное детство является ответственным периодом в жизни человека: когда происходит становление человеческой личности, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства, своей яркостью, многообразием. Природа возбуждает их любознательность, интерес. Ведь именно интерес ведет человека к бесконечным целям познания. Быть любознательным - значит быть деятельным.
«Познание начинается с удивления» Аристотель.
В Федеральных государственных стандартах даны целевые ориентиры качеств ребенка: «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно «придумывать» объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать…». Поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые знания, что соответствует стандартам.
Окружающая природа –источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. При правильной организации познавательной деятельности дети начинают понимать, что такое хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое. Природа- это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учиться видеть, понимать и ценить ее красоту.
Развитие познавательных интересов будет более эффективным если использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь с другими видами деятельности : исследовательской, физической, изобразительной, просмотра телепередач, экскурсий, походов, бесед, а так же организация самостоятельной деятельности, т е экологизация в различных видах деятельности.
В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и активное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.
Далее перейдем к более детальному и подробному рассмотрению форм и методов воспитания у детей познавательных интересов к природе :
Формы.
Организованная образовательная деятельность (ООД).
Организованная образовательная деятельность- основная форма организации детей при ознакомлении их с природой, где воспитатель не только сообщает новые сведения, но и закрепляет уже имеющийся запас. Планирование ООД подчинено сезонному принципу: каждый сезон длиться довольно долго, проживая его дети накапливают определенный опыт повседневной деятельности : наблюдают, явления происходящие в живой и неживой природе, жизни людей. Большое значение придаю образовательной деятельности первично ознакомительного типа, знакомство детей с видами животных, растений, условиями их жизни, обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдение.
Наблюдение.
Наблюдение является одной из форм образовательной деятельности. Наблюдение – метод чувственного познания природы, обеспечивающий непосредственный контакт с природой, живыми объектами окружающей среды. Любое наблюдение- это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.
Прогулки. На прогулках дети знакомятся с изменениями происходящими в природе по сезонам :продолжительностью дня, изменениями в жизни растений и животных, труд людей; со свойствами глины, песка, снега, воды, льда.
Целевые экскурсии. Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Экологические праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, сколько вовлеченность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. У детей развивается гуманные чувства : переживание, сочувствие, желание помочь героям или решить возникающую проблемную ситуацию.
Взаимодействие с родителями.
Важным аспектом в работе по ознакомлению дошкольников с природой является взаимодействие с родителями. В работе с родителями используются как традиционные формы работы- родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные- деловые игры, дискуссии, круглый стол. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, доказать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Методы:
Наглядные методы.
Наблюдение- является одной из форм образовательной деятельности, так с его помощью можно осуществлять восприятие окружающей среды. Наблюдение – метод чувственного познания природы, обеспечивающий непосредственный контакт с природой, живыми объектами окружающей среды.
Наблюдениям детей необходимо придать активный характер- научить по возможности, не только смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление, задействовать все органы чувств ребенка, не только слух и зрение. Предоставить возможность потрогать, понюхать окружающие объекты. Постоянные наблюдения дают возможность раскрыть несложные связи в мире природы : дети знают, что осенью растения готовятся к зиме (прекращается рост и цветение, сбрасываются листья и зима с ее характерным признаком снегом у детей ассоциируется с холодом и морозом, который губительно действует на все живое. Циклы наблюдений развивает у детей наблюдательность, стойкий интерес к природе.
Рассматривание картин, демонстрация моделей- стимулирует интерес детей. Их познавательную активность.
Использование наглядного иллюстрированного материала- закрепляет и уточняет представления детей, полученные в ходе наблюдений; формирует представления об объектах и явлениях, которые в данный момент наблюдать невозможно.
ИКТ. Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и формировать у детей отчетливые правильные представления о животных и растениях, условиями их жизни, обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдение.
Словесный метод.
Беседы:
Предварительная беседа- используется для уточнения опыта детей, для того чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющим запасом знаний.
Сопровождающая беседа- направлена на пояснение какого –либо опыта детей, знакомство с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких либо действий детей.
Итоговая беседа- направлена на систематизацию знаний и обобщенных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной, природоведческой литературы.
Использование малых форм (стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы)- обращение к художественному слову должно быть естественным, ненавязчивым. Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызвать эмоциональный отклик, побуждать эстетические чувства. Даю детям проявить себя, они задают вопросы, удивляются, восхищаются, обмениваются впечатлениями.
Практические методы.
Экспериментирование – является одним из видов познавательной деятельности ребенка и взрослого. У детей поддерживается интерес к экспериментированию в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительнее время. Эксперименты с живой природой, как правило, долгосрочные, требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего интерес к такой деятельности угасает, цель эксперимента забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково- исследовательской деятельности использую эксперименты и опыты с неживой природой : вода, песок, глина, воздух, магнетическими свойствами некоторых предметов и т д. Опытно- экспериментальная работа позволяет детям многое узнать о человеке: «Зачем человеку глаза, уши». «Стук сердца».
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованиям природы, развивает мыслительные операции. Стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Опыты- имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Труд. Труд формирует бережное, заботливое отношение к природе, необходимые навыки по уходу за живыми объектами, положительно влияет на развитие наблюдательности, сенсорных способностей детей.
Игры различного содержания. Игры необходимо подбирать с учетом развития тех задач, которые решаются на данном этапе. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к освоению новых знаний.
Творческие игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый нет?; где быстрее прорастет зернышко в земле или песке- все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. Особое внимание уделяется соревновательным играм, которые стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН. «Поле чудес», «Экологические викторины»
Дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям быстрее закрепить знания о характерных особенностях предметов. С помощью их дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, группировать их по определенным качествам. При использовании дидактической игры необходимо учитывать:
1. Опираться на имеющиеся знания, полученные путем непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая игра была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
4. Постепенно усложнять дидактическую игру и игровое действие.
5. Конкретно и четко объяснять правила игры.
Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, отражениям явлений неживой природы : «Кот и мыши», «Солнышко и дождик». Дети подражают действиям животных, имитируют звуки и т д. В подвижных играх глубже усваиваются знания, а так же эмоциональный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума.
Познавательная активность напрямую зависит от насыщенности и информационности окружающей среды. Эколого-предметно - развивающая среда- служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и позволяет формировать у него познавательные интересы, предпосылки поисковой деятельности.
Модель предметно пространственной развивающей среды в группе :
- мини-лабаротория, наполняющаяся всеми новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
-мини - огород на окне- где дети выращивают лук, травку для зимующих птиц, рассаду, проводят опытническую работу. Учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;
-полка «умных книг»- где находится познавательная литература (энциклопедии, картинки, иллюстрации, альбомы);
-дидактические игры, схемы, модели, развивающие настольные игры- поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для её обсуждения с детьми вне занятий.
Организуя работу в данном направлении, я использую метод экологического проектирования.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Экологическая проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проанализировав ситуацию, мы выявили следующие проблемы по данному вопросу:
• Уровень знаний детей о природе недостаточный;
• Семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять экологическое воспитание;
Далее мы обозначили цель, задачи и пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
Цель: развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой посредствам проектной деятельности
Задачи:
Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
• Формирование у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного человека, безопасного для природы и для самого ребенка поведения: умений наблюдать за природными объектами, и явлениями.
Развивать познавательный интерес : наблюдательность, любознательность к миру природы, эмоциональной отзывчивости к окружающему, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений, посредствам проектной деятельности.
• Воспитывать у детей бережного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умения бережно относиться ко всему живому на Земле.
• Создать условия для развития экологического сознания детей, через расширение развивающей среды.
• Повышать у родителей уровень экологического сознания, знаний и умений целостного подхода к воспитанию детей посредствам общения с природой.
При разработке проекта были учтены многие аспекты, тип роекта:
1. Исследовательско-познавательные – совместное эксперементирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.
2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.
3. Информационн-практико-ориентированные- сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т. д.)
4. Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
По продолжительности экологические проекты разделяются на :
• Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
• Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
• Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.
Основные требования к использованию метода проектов :
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.
В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту :
1. Подготовительный - воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.
2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
3. Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.
4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.
Основным принципам успешной реализации проекта :
1. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно – образовательной работы.
2. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
3 Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопонимание взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
4 Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом возраста, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
5 Принцип системности подразумевает достижение цели решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что помогает получить прогнозируемый результат.
6. Принцип последовательности: от простого к сложному- заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления
Данные формы и методы работы позволяют обеспечить достижения интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «любознательный, активный…». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным: в окружающем мире, мире предметов, вещей, мире отношений и в своем внутреннем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать: в повседневной жизни, в различных видах деятельности. В случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Через познавательный интерес можно формировать первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии- если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают малышу мир прекрасный природы, помогают наладить взаимоотношения с ним и обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Только целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.