Татьяна Речкина
Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и его успешности обучения в школе. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования» в познавательной деятельности «происходит развитие ребенка как субъекта познания : его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы решения проблемных ситуаций.
Публикация «Проект „Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В настоящее время в системе дошкольного образования внедряется один из эффективных методов познания людьми закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а первые три года жизни – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой.
Следствием экспериментирования является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Развитие речи стимулирует необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать выявленные закономерности и сделанные выводы. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Поэтому детское экспериментирование является сегодня одним из перспективных методов интеллектуального развития дошкольников.
Постановка проблемы
Изучение практики применения детского экспериментирования в образовательном процессе детского сада показало следующее:
• уровень владения основами организации детского экспериментирования в педагогической практике у педагогов ДОУ недостаточный;
• воспитатели испытывают затруднения при разработке занятий познавательного цикла с использованием детского экспериментирования;
• оборудование групповых уголков для экспериментирования недостаточное.
Детское экспериментирование, как одна из форм познавательной деятельности дошкольников, используется в педагогическом процессе недостаточно широко. Для устранения причин затруднений педагогов в использовании экспериментальной деятельности с детьми необходима системная работа с участием всех участников образовательного процесса – воспитанников, педагогов, родителей ДОУ.
Цели проекта
1. Создание в ДОУ условий для формирования основного целостного мировидения у воспитанников старшего дошкольного возраста.
2. Содействие интеллектуальному и личностному развитию воспитанников ДОУ.
Задачи
1. Преобразовать развивающую среду ДОУ.
2. Внедрить в педагогическую практику ДОУ детское экспериментирование.
3. Развивать познавательную деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста.
4. Вовлекать родителей в образовательный процесс.
Участники проекта
Воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытом, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
5. Использование «уголка природы» и «огорода» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
Методы деятельности
- практические (опыты, эксперименты)
- наглядные (модели, схемы и т. д.)
- словесные (пояснение, рассказ, познавательные рассказы, художественное слово)
Реализация проекта
Срок реализации – 3 месяца.
воспитанники родители педагоги
• Образовательная деятельность
• Продуктивная деятельность
• Игровая деятельность • Консультации
• Буклеты
• Открытые мероприятия Открытое занятие
Консультация
Круглый стол
Этапы реализации
1. Организационно - подготовительный
* Обоснование актуальности темы;
* Определение цели проекта;
* Подбор информационного, наглядного, дидактического материала, методической литературы;
* Оформление уголка экспериментирования;
* Подбор художественной литературы, пособий, атрибутов;
* Составление перспективного плана на год;
* Планирование тематических мероприятий;
* Сбор информации по данной теме.
2. Основной
* Деятельность в соответствии с тематическим планированием;
* Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности;
* Проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта.
3. Заключительный
* Обобщающий результат работы;
* Анализ деятельности;
* Презентация проекта в ДОУ.
План реализации проекта
Срок Вид деятельности Ответственные Место
1 месяц 1. Проведение мониторинга по экспериментальной деятельности (диагностика детей, анкеты для родителей);
2. Анализ, развивающий среды группы;
3. Подбор материала:
- оформление уголка экспериментальной деятельности;
- информационный материал для родителей;
-обновить оборудование для экспериментов (пробирки, колбы, магниты и т. д.)
- дидактические игры;
- материал для практических занятий;
4. Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей.
Воспитатели
Групповые
2 месяц 1. Планирование тематических мероприятий;
2. Консультация для педагогов «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»;
3. Изготовление дневников наблюдения;
4. Подготовка к открытому занятию;
5. Проведение поисково - исследовательской деятельности с детьми;
6. Инструктаж с детьми по безопасности проведения опытов и экспериментов. Музыкальный руководитель
Воспитатели групп старшего возраста
Групповые
На прогулке
3 месяц 1. Познавательные занятия для детей старшей и подготовительной группы с элементами экспериментирования;
2. Выставка детских исследовательских работ «Волшебные краски»;
3. Круглый стол «Детское экспериментирование в ДОУ».
4. Результаты проекта.
5. Презентация проекта.
Музыкальный руководитель
Воспитатели групп старшего возраста
Методический кабинет
Групповые
Музыкальный зал
Ожидаемые результаты
Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
Сформированность основ диалектического мышления.
Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в ДОУ.
Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
Сформированность коммуникативных навыков.
Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.