Приложение МААМ

Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Речкина
Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и его успешности обучения в школе. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования» в познавательной деятельности «происходит развитие ребенка как субъекта познания : его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы решения проблемных ситуаций.

Публикация «Проект „Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В настоящее время в системе дошкольного образования внедряется один из эффективных методов познания людьми закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.

Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а первые три года жизни – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой.

Следствием экспериментирования является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Развитие речи стимулирует необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать выявленные закономерности и сделанные выводы. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Поэтому детское экспериментирование является сегодня одним из перспективных методов интеллектуального развития дошкольников.

Постановка проблемы

Изучение практики применения детского экспериментирования в образовательном процессе детского сада показало следующее:

• уровень владения основами организации детского экспериментирования в педагогической практике у педагогов ДОУ недостаточный;

• воспитатели испытывают затруднения при разработке занятий познавательного цикла с использованием детского экспериментирования;

• оборудование групповых уголков для экспериментирования недостаточное.

Детское экспериментирование, как одна из форм познавательной деятельности дошкольников, используется в педагогическом процессе недостаточно широко. Для устранения причин затруднений педагогов в использовании экспериментальной деятельности с детьми необходима системная работа с участием всех участников образовательного процесса – воспитанников, педагогов, родителей ДОУ.

Цели проекта

1. Создание в ДОУ условий для формирования основного целостного мировидения у воспитанников старшего дошкольного возраста.

2. Содействие интеллектуальному и личностному развитию воспитанников ДОУ.

Задачи

1. Преобразовать развивающую среду ДОУ.

2. Внедрить в педагогическую практику ДОУ детское экспериментирование.

3. Развивать познавательную деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста.

4. Вовлекать родителей в образовательный процесс.

Участники проекта

Воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытом, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использование «уголка природы» и «огорода» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

Методы деятельности

- практические (опыты, эксперименты)

- наглядные (модели, схемы и т. д.)

- словесные (пояснение, рассказ, познавательные рассказы, художественное слово)

Реализация проекта

Срок реализации – 3 месяца.

воспитанники родители педагоги

• Образовательная деятельность

• Продуктивная деятельность

• Игровая деятельность • Консультации

• Буклеты

• Открытые мероприятия Открытое занятие

Консультация

Круглый стол

Этапы реализации

1. Организационно - подготовительный

* Обоснование актуальности темы;

* Определение цели проекта;

* Подбор информационного, наглядного, дидактического материала, методической литературы;

* Оформление уголка экспериментирования;

* Подбор художественной литературы, пособий, атрибутов;

* Составление перспективного плана на год;

* Планирование тематических мероприятий;

* Сбор информации по данной теме.

2. Основной

* Деятельность в соответствии с тематическим планированием;

* Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности;

* Проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта.

3. Заключительный

* Обобщающий результат работы;

* Анализ деятельности;

* Презентация проекта в ДОУ.

План реализации проекта

Срок Вид деятельности Ответственные Место

1 месяц 1. Проведение мониторинга по экспериментальной деятельности (диагностика детей, анкеты для родителей);

2. Анализ, развивающий среды группы;

3. Подбор материала:

- оформление уголка экспериментальной деятельности;

- информационный материал для родителей;

-обновить оборудование для экспериментов (пробирки, колбы, магниты и т. д.)

- дидактические игры;

- материал для практических занятий;

4. Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей.

Воспитатели

Групповые

2 месяц 1. Планирование тематических мероприятий;

2. Консультация для педагогов «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»;

3. Изготовление дневников наблюдения;

4. Подготовка к открытому занятию;

5. Проведение поисково - исследовательской деятельности с детьми;

6. Инструктаж с детьми по безопасности проведения опытов и экспериментов. Музыкальный руководитель

Воспитатели групп старшего возраста

Групповые

На прогулке

3 месяц 1. Познавательные занятия для детей старшей и подготовительной группы с элементами экспериментирования;

2. Выставка детских исследовательских работ «Волшебные краски»;

3. Круглый стол «Детское экспериментирование в ДОУ».

4. Результаты проекта.

5. Презентация проекта.

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп старшего возраста

Методический кабинет

Групповые

Музыкальный зал

Ожидаемые результаты

Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

Сформированность основ диалектического мышления.

Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в ДОУ.

Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

Сформированность коммуникативных навыков.

Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра как форма развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как.

Консультация «Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» «Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» Пузикова Татьяна Михайловна.

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «декупаж» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «ДЕКУПАЖ»».

Интеллектуально-познавательный проект «Занимательная математика» (формирование познавательных способностей детей) Программа "Детство" строит математическое развитие ребёнка на основе развивающих игр, используя основной игровую технологию, тем самым перекликаясь.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС ВидеоРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео В этом учебном году в нашем районе проходил впервые Конкурс-Аукцион педагогических идей "Школа творческих открытий" Я не могла не поучаствовать.

Использование логопедической сказки в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Цель-познакомить педагогов с логопедической сказкой, используемой в развитии познавательной активности дошкольников. Задача: познакомить.

Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. (тезисы выступленияч.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Консультация «Развитие познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования» Должность: воспитатель Фамилия, имя, отчество: Кузнецова Светлана Александровна Учреждение: МАДОУ «Детский сад №108» г. о. Самара Тема статьи:.

Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте формируются художественно - творческие способности детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 10:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Речкина (УИ 377862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД