Алла Павловна Колесникова
Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие качества. Природа своим разнообразием, красочностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияет на отношение человека к природе. Привлекая внимание к изменениям которые происходят в разное время года, надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления.
Публикация «Доклад из опыта работы „Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работая со своими малышами, я постоянно поддерживаю их детскую любознательность, учу ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы.
За окном групповой комнаты у нас есть цветник (клумба, где мы наблюдаем с малышами за такими растениями как пионы, питунья, подорожник, одуванчики и т. д. Дети учатся ухаживать за растениями: поливают, вырывают сорняки, оберегают их. Мои малыши знают, что нельзя рвать цветы, ломать веточки, нельзя ударить палкой кошку или собаку, наступать на жучков, муравьёв и других насекомых. Но бывает и такое, что малыш хлещет веткой по траве, я ему ненавязчиво предлагаю послушать как она шуршит, или говорю о том что звучнее стучать по асфальту, камням и увлекательнее и полезнее ходить по песочку, а не по травушке муравушке.
Помогая ребёнку активно познавать природу, я обращаю внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега, красивые красно-жёлтые листочки на деревьях и кустарниках.
Ознакомление детей с природой, я осуществляю в разнообразных формах:
1. На занятиях. ( Например занятие: “Осмотр Ай-болитом комнатных растений”.)
2. Знакомство детей с признаками хорошего состояния комнатных растений.
3. “Сравнение игрушечной ели и живой” Цель: воспитание чувство восхищения живым деревом.
Осуществляла знакомство с природой и в повседневной жизни, в труде, играх на участке, наблюдениях, чтении и рассказывании стихов и рассказов.
В нашей группе есть книжная полка “Жар-птица”, она оснащена детской художественной литературой, сказками, стихами и познавательной литературой о природе. Дети с удовольствием рассматривают сюжетные картинки о животных, о растениях, знакомятся со строением дерева, сравнивают кустарник с деревом, находят сходство и различия. В шкафчике, мы его назвали “Находка”, есть разнообразный природный материал : шишки, орехи, каштаны, ракушки, палочки. Всё это мы используем с детьми для поделок. Это и весёлые ежи, зайки, лягушата и т. д.
Этим занятия помогают развивать мелкую моторику пальчиков, мышления, фантазию, сообразительность. Особое место, конечно, я отвожу занятиям с элементами экспериментирования. Я считаю, что экспериментирование является наиболее успешным путём для ознакомления детей раннего возраста с миррой окружающее их живой и не живой природы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Опыты проводила как с подгруппой детей, так и с двумя тремя малышами. Свою работу я начинала с экспериментирования с водой. В режимных моментах, дети убеждались в том, что водой можно умываться, что вода может литься, а может брызгать
(например волшебная бутылочка-фонтан, что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получали представление о том, что вода жидкая, поэтому может выливаться из сосуда (например дидактическая игра- “напоим кукол чаем”, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (например занятие по рисованию “разноцветная водичка”, “волшебная водичка в баночках”, что вода может быть тёплой и холодной (например игра”кукла Катя замаралась”, что вода может превращаться в лёд(“разноцветные льдинки ”) и наоборот.
При проведении игры “тонет не тонет“, дети убеждались в том, что некоторые предметы плавают, а некоторые тонут в воде, например железные и пластмассовые ложки, пластмассовые мячи и камушки.
Эксперименты с песком в основном проводила на прогулке, в игре “испечём угощение для куклы Кати” дети пробовали слепить угощение из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры, мы с детьми подводили итог: мокрый песок лепится, сухой нет, он рассыпается.
С помощью наблюдений на прогулке и дидактической игры “следы”, дети убеждались, что на мокром песке или снегу остаются следы и рисунок палочкой получается чётким выразительным (солнышко, дорожки, грибочки, зайчики и т. д.)
Наблюдения на прогулке обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательные процессы у детей, формируют доброжелательное отношение к природе.
Наблюдения за деревьями берёзой, рябиной, елью в любое время года, рассматривание листьев, сравнение их друг с другом, наблюдение за тем как я ухаживаю за комнатными растениями, наблюдения за погодой, солнцем, небом, ветром- всё это вызывает у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Так как большую роль в процессе ознакомления с окружающим миром, формирование положительного отношения к природе играют родители, мы стараемся привлечь к работе и их. Помещаем советы, даём различные консультации, отвечаем на интересующие их вопросы, привлекая к непосредственной работе : вскапывание клумб, спиливанию сухих веток, деревьев, к посадке цветов на клумбе и т. д.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.