Анна Ягорь
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в МКДОУ «Детский сад № 303 комбинированного вида» более 4-х лет. Педагогический стаж моей работы более 9 лет.
Работая в старшей группе, уделяла внимание развитию творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности. Это стало моим приоритетным направлением.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же, рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Общей задачей которых является развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди, произведений искусства (как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Методика такова, что она побуждает детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка.
Цель моей работы:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование);
-развитие детского творчества;
- развивать мелкую моторику рук, восприятие, глазомер, координацию и силу движения, интеллектуальную и творческую активность;
- учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель и др.).
Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и что его интересует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он дорожит им и хочет снова и снова испытать его.
Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению, которое дает ему возможность осмыслить образы действительности.
Анализируя результаты работы, могу сделать вывод, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Я спланировала свою работу с детьми по художественному творчеству так, чтобы она повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разные материалы и техники и расширила творческие возможности детей.
Влияние мелкой моторики руки и цвета на развитие ребенка.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.
В своей работе я использую различные упражнения и пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук : «Пальчики в лесу», «На работу», «Здравствуй!», «Ушки», «Мы делили апельсин», «Строим дом», «Цветок» и многие другие. На основе движений рук создано много известных игр: «Угадай наощупь», «Найди такой же», «Волшебный мешочек». Использую упражнения на развитие зрительного контроля над движениями руки, например, «Продолжи узор», «Обведи контур», «Соедини по точкам» и т. д.
Учитывая особенности детей, которым иногда трудно сосредоточится на выполнении отдельных заданий, видя рассеянность их внимания или усталость, я предлагаю детям физкультминутки такие как: «Отдых наш – физкультминутка», «Мы устали засиделись…», «На лугу», «Дует ветер» и другие.
По- разному относятся дети и к передаче цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Дети не считают обязательным, чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы определяется от вещей и явлений. Тем самым ребенок особо подчеркивает один его признак-красоту. Отношение к цвету с возрастом меняется.
В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они пользуются. Рисовать яркими красками и цветными карандашами, фломастерами, маркерами детям приносит большое удовольствие. В своей работе для развития цветового восприятия использую дидактические игры: игра – эксперимент «Смешивание цветов», «Какого цвета снег?», «Теплые и холодные», «Заколдованные картинки» и другие.
Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что на протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики руки и цвет играют немало важное значение для развития творчества детей. Техника рисования пальчиком, ладонью способствует расслаблению мышц рук. А цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать; непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать фантазию, творчество и воображение.
В работе я использую следующие методы и приемы:
1. Эмоциональный настрой (использую музыку для представления воображаемой ситуации, сопровождения процесса рисования).
2. Художественное слово. Сколько точек соприкосновения можно найти между словом и изобразительным искусством. Эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, которые помогают детям осмыслить свои чувства, прежде чем взять кисти и краски.
3. Педагогическая драматургия. С детьми часто путешествуем в сказочный или воображаемый мир.
4. Для детей использую метод творческой визуальности. Дошкольники удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, и слушают спокойный голос воспитателя, который помогает представить воображаемую картину, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
5. Игра-один из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Дети легко принимают условия игры-рисования.
Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию: в подводный мир, в гости к Золушке, к королеве…. Погуляв в «сказке», мы рисуем «увиденное», точнее представленное. В игре легко направлять внимание ребенка на важные нравственные понятия: «добро и зло», «хорошо и плохо». Использую игры «Найди лишнее», «Волшебные картинки», «Дорисуй» и т. д.
Принемала участие в город мастеров со своей темой: «Декаротивно -прикладное искусство, роспись разделочной доски».
Так же разработала перспективный план кружка «Акварелька» по изо деятельности с детьми старшей группы с использованием декоративно прикладного искусства, так как считаю что этому уделено мало внимания.
Эффективное обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:
1. Содержание материала с учетом индивидуальных особенностей детей.
2. Методы организации образовательной деятельности.
3. Уровень эмоциональности образовательной деятельности.
4. Привлекательность с эстетической точки зрения.
При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленности детей. Самое главное-не навязывать ребенку свою помощь, дать ему возможность рисовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он «ничего не умеет делать, так как надо». А ведь перед нами творческая личность.
Обязателен просмотр и анализ детских работ-это важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учат его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
В группе создана художественно-эстетическая развивающая среда :
-отведено место для творчества;
-есть необходимая наглядность;
-средства и материалы для рисования;
-использую художественное слово;
Развивая интерес к рисованию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Работаю и индивидуально с каждым ребенком и по подгруппам. Я не прошу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, совершенствовать.
Свою работу строю на следующих принципах:
1. От простого к сложному.
2. Принцип наглядности. Он выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается
на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации -обеспечивает развитие каждого ребенка.
Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Я учу детей рисовать с помощью мятой бумаги, жесткой кистью, методом тычка, ладонью, кончиком пальца и т. д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же, при использовании различных материалов, можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги, сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на подготовленный лист бумаги, то получится ОТПЕЧАТОК. Используя эту технику, можно делать открытки к празднику. В работе с детьми я использую метод, который не требует от детей профессионального изображения-это метод «ТЫЧКА». Здесь необходима густая гуашь и жесткая кисть.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, являются украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей. Рисунки и поделки детей выставлялись для родителей и воспитателей, в приемной группы и так же в холе детского сада.
В результате наблюдения за детьми в совместной деятельности и самостоятельной во второй половине дня. Результаты показали, что в начале года был низкий уровень, в середине поменялся, в конце года преобладает высокий уровень.
Работа с родителями.
Большое влияние на развитие у детей творческих способностей играет взаимодействие с родителями. Работая с ребенком, постоянно сталкиваешься с родителями детей. Каждый успех ребенка в творчестве и личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу родителей, что для него очень важно. Я использую возможность общения с родителями, и это одна из моих задач-установить доверительное отношение с ними. Результаты детского творчества родители могут увидеть на выставках детских рисунков.
С родителями провожу следующую работу:
1. Учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
2. Находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;
3. Уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения.
4. По возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
Провожу с родителями консультации и беседы, мастер класс, устраиваю выставки рисунков детей, задаю домашнее задания для совместного творчества детей и родителей, изготавливаю папки- передвижки, например, «Нетрадиционные способы рисования», «Дети любят рисовать», «Почему ребенок должен рисовать» которые знакомят родителей с различными способами нетрадиционного рисования, со значением развития мелкой моторики рук. Выступала на родительских собраниях и провела собрание на тему «Художественно-творческое развитие детей в семье».
Заключение.
Таким образом, на основе проделанной работы можно говорить о результатах проделанной работы: у детей возрос интерес к рисованию и нетрадиционной технике рисования. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками – рисовать. В играх с красками у детей появился интерес к цвету. Они различают многие (не только основные) цвета и оттенки. В играх – экспериментах научились смешивать цвета для получения новых. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения. Рисунки живут, дышат, улыбаются. А дети обрели уверенность в себе. Робкие преодолели «боязнь чистого листа бумаги» и начинают чувствовать себя маленькими художниками. Если раньше некоторые дети испытывали трудности в общении, не могли сразу договариваться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены. Возрос интерес и желание рисовать.
Творчество обогатило жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат – своим рисунком он доставляет удовольствие другим. Это вызвало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога, родителя делает процесс рисования успокаивающим, на лист бумаги выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них. Рисование помогает снимать напряжение.