Анна Ягорь
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в МКДОУ «Детский сад № 303 комбинированного вида» более 4-х лет. Педагогический стаж моей работы более 9 лет.
Работая в старшей группе, уделяла внимание развитию творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности. Это стало моим приоритетным направлением.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же, рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Общей задачей которых является развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди, произведений искусства (как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Методика такова, что она побуждает детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка.
Цель моей работы:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование);
-развитие детского творчества;
- развивать мелкую моторику рук, восприятие, глазомер, координацию и силу движения, интеллектуальную и творческую активность;
- учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель и др.).
Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и что его интересует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он дорожит им и хочет снова и снова испытать его.
Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению, которое дает ему возможность осмыслить образы действительности.
Анализируя результаты работы, могу сделать вывод, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Я спланировала свою работу с детьми по художественному творчеству так, чтобы она повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разные материалы и техники и расширила творческие возможности детей.
Влияние мелкой моторики руки и цвета на развитие ребенка.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.
В своей работе я использую различные упражнения и пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук : «Пальчики в лесу», «На работу», «Здравствуй!», «Ушки», «Мы делили апельсин», «Строим дом», «Цветок» и многие другие. На основе движений рук создано много известных игр: «Угадай наощупь», «Найди такой же», «Волшебный мешочек». Использую упражнения на развитие зрительного контроля над движениями руки, например, «Продолжи узор», «Обведи контур», «Соедини по точкам» и т. д.
Учитывая особенности детей, которым иногда трудно сосредоточится на выполнении отдельных заданий, видя рассеянность их внимания или усталость, я предлагаю детям физкультминутки такие как: «Отдых наш – физкультминутка», «Мы устали засиделись…», «На лугу», «Дует ветер» и другие.
По- разному относятся дети и к передаче цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Дети не считают обязательным, чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы определяется от вещей и явлений. Тем самым ребенок особо подчеркивает один его признак-красоту. Отношение к цвету с возрастом меняется.
В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они пользуются. Рисовать яркими красками и цветными карандашами, фломастерами, маркерами детям приносит большое удовольствие. В своей работе для развития цветового восприятия использую дидактические игры: игра – эксперимент «Смешивание цветов», «Какого цвета снег?», «Теплые и холодные», «Заколдованные картинки» и другие.
Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что на протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики руки и цвет играют немало важное значение для развития творчества детей. Техника рисования пальчиком, ладонью способствует расслаблению мышц рук. А цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать; непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать фантазию, творчество и воображение.
В работе я использую следующие методы и приемы:
1. Эмоциональный настрой (использую музыку для представления воображаемой ситуации, сопровождения процесса рисования).
2. Художественное слово. Сколько точек соприкосновения можно найти между словом и изобразительным искусством. Эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, которые помогают детям осмыслить свои чувства, прежде чем взять кисти и краски.
3. Педагогическая драматургия. С детьми часто путешествуем в сказочный или воображаемый мир.
4. Для детей использую метод творческой визуальности. Дошкольники удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, и слушают спокойный голос воспитателя, который помогает представить воображаемую картину, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
5. Игра-один из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Дети легко принимают условия игры-рисования.
Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию: в подводный мир, в гости к Золушке, к королеве…. Погуляв в «сказке», мы рисуем «увиденное», точнее представленное. В игре легко направлять внимание ребенка на важные нравственные понятия: «добро и зло», «хорошо и плохо». Использую игры «Найди лишнее», «Волшебные картинки», «Дорисуй» и т. д.
Принемала участие в город мастеров со своей темой: «Декаротивно -прикладное искусство, роспись разделочной доски».
Так же разработала перспективный план кружка «Акварелька» по изо деятельности с детьми старшей группы с использованием декоративно прикладного искусства, так как считаю что этому уделено мало внимания.
Эффективное обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:
1. Содержание материала с учетом индивидуальных особенностей детей.
2. Методы организации образовательной деятельности.
3. Уровень эмоциональности образовательной деятельности.
4. Привлекательность с эстетической точки зрения.
При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленности детей. Самое главное-не навязывать ребенку свою помощь, дать ему возможность рисовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он «ничего не умеет делать, так как надо». А ведь перед нами творческая личность.
Обязателен просмотр и анализ детских работ-это важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учат его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
В группе создана художественно-эстетическая развивающая среда :
-отведено место для творчества;
-есть необходимая наглядность;
-средства и материалы для рисования;
-использую художественное слово;
Развивая интерес к рисованию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Работаю и индивидуально с каждым ребенком и по подгруппам. Я не прошу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, совершенствовать.
Свою работу строю на следующих принципах:
1. От простого к сложному.
2. Принцип наглядности. Он выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается
на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации -обеспечивает развитие каждого ребенка.
Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Я учу детей рисовать с помощью мятой бумаги, жесткой кистью, методом тычка, ладонью, кончиком пальца и т. д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же, при использовании различных материалов, можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги, сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на подготовленный лист бумаги, то получится ОТПЕЧАТОК. Используя эту технику, можно делать открытки к празднику. В работе с детьми я использую метод, который не требует от детей профессионального изображения-это метод «ТЫЧКА». Здесь необходима густая гуашь и жесткая кисть.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, являются украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей. Рисунки и поделки детей выставлялись для родителей и воспитателей, в приемной группы и так же в холе детского сада.
В результате наблюдения за детьми в совместной деятельности и самостоятельной во второй половине дня. Результаты показали, что в начале года был низкий уровень, в середине поменялся, в конце года преобладает высокий уровень.
Работа с родителями.
Большое влияние на развитие у детей творческих способностей играет взаимодействие с родителями. Работая с ребенком, постоянно сталкиваешься с родителями детей. Каждый успех ребенка в творчестве и личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу родителей, что для него очень важно. Я использую возможность общения с родителями, и это одна из моих задач-установить доверительное отношение с ними. Результаты детского творчества родители могут увидеть на выставках детских рисунков.
С родителями провожу следующую работу:
1. Учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
2. Находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;
3. Уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения.
4. По возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
Провожу с родителями консультации и беседы, мастер класс, устраиваю выставки рисунков детей, задаю домашнее задания для совместного творчества детей и родителей, изготавливаю папки- передвижки, например, «Нетрадиционные способы рисования», «Дети любят рисовать», «Почему ребенок должен рисовать» которые знакомят родителей с различными способами нетрадиционного рисования, со значением развития мелкой моторики рук. Выступала на родительских собраниях и провела собрание на тему «Художественно-творческое развитие детей в семье».
Заключение.
Таким образом, на основе проделанной работы можно говорить о результатах проделанной работы: у детей возрос интерес к рисованию и нетрадиционной технике рисования. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками – рисовать. В играх с красками у детей появился интерес к цвету. Они различают многие (не только основные) цвета и оттенки. В играх – экспериментах научились смешивать цвета для получения новых. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения. Рисунки живут, дышат, улыбаются. А дети обрели уверенность в себе. Робкие преодолели «боязнь чистого листа бумаги» и начинают чувствовать себя маленькими художниками. Если раньше некоторые дети испытывали трудности в общении, не могли сразу договариваться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены. Возрос интерес и желание рисовать.
Творчество обогатило жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат – своим рисунком он доставляет удовольствие другим. Это вызвало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога, родителя делает процесс рисования успокаивающим, на лист бумаги выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них. Рисование помогает снимать напряжение.