Наталья Голявина
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования.
Дошкольное детство – период интенсивного развития и становления личности ребенка в целом. Это наиболее ценный и благоприятный период в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и этических ценностей. Проблема преодолевания отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей очень актуальна. Формирование коммуникативных способностей – важное условие нормального психологического развития ребенка и дальнейшей самореализации в обществе. В связи с этим, большое значение имеет умение родителей и педагогов организовать правильные отношения между детьми в период дошкольного детства.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Именно поэтому, основные задачи коррекционно- педагогической работы направлены на использование достаточно эффективного метода моделирования. Научными исследованиями и практикой подтверждается, что именно различные формы моделей являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей, помогая детям понять и воспринять материал (Запорожец А. В., Венгер Л. А., Эльконин Д. Б., Логинова В. И., Леонтьев А. Н. и др.). Задачи, стоящие перед детьми и взрослыми на этапе завершения дошкольного образования, направлены на развитие не только психических процессов: внимание, память, логическое мышление, воображение, но и совершенствование речевой активности, эмоциональной отзывчивости, навыков общения с окружающими и овладение способами эффективного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, выполнение лидерских и исполнительских функций в совместной деятельности.
Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и пронизывает все виды деятельности дошкольников : игровую, конструктивную, учебную и т. д. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный, компетентный и дифференцированный подход, ориентированный на разработку индивидуального образовательного маршрута, содействующего овладению воспитанниками коммуникативных навыков.
Работа с детьми строиться поэтапно:
- психолого - медико- педагогическая диагностика;
-определение объема и содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи (разработка индивидуального образовательного маршрута);
- реализация коррекционных мероприятий и динамическое наблюдение за развитием ребенка во взаимодействии со специалистами (учитель-логопед, учитель – дефектолог, мед. сестра, муз. руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитателями, с целью индивидуализации образовательного процесса и оптимизации работы с детьми;
- повышение компетентности родителей (т. е. обратная связь);
-оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы.
На каждом этапе работы стоят определенные задачи, которые учитывают все принципы построения образовательного процесса, а также
использование игровой мотивации и комплексность методов психологического воздействия.
I этап: Вводная диагностика уровня развития коммуникативных навыков детей. Создание оптимальных условий для развития коммуникативных способностей детей :
-создание развивающей среды, подготовка и разработка дидактических материалов, игр, пособий, наглядного материала, подбор литературы;
- разработка индивидуального образовательного маршрута.
Методики :
наблюдение за детьми в естественных условиях, анализ документации;
анкетирование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных умений ребенка (педагоги, родители);
методика «Отношение ребенка ко взрослым и сверстникам» для оценки формирования навыков культуры общения детей;
методика формирования компетентного отношения старших дошкольников к себе Н. В. Виноградовой;
субътест «Оценка произвольного речевого общения» Л. Красильниковой
II этап.
Педагог-психолог.
Основные направления развития коммуникативных навыков у детей :
-развитие навыков взаимодействия детей в подгруппе;
- преодоление стеснения в общении;
- развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
- развитие умения входить в контакт, вести диалог;
- развитие навыков вербального и невербального общения;
Методический подход к развитию у детей коммуникативных способностей предполагает использование всех форм опосредования:
- использование реальных предметов и предметов – заместителей;
- наглядных моделей;
- схем-моделей;
- развитие словесной регуляции;
- импровизация и разыгрывание определенных ситуаций;
- игра-фантазирование;
-игровые упражнения и игры на развитие внимания и интерес к партнеру, умения входить в контакт, навыков вербального и невербального общения, взаимодействия, не телесный контакт;
- экспрессивно-мимические средства общения;
-использование предметов заместителей для установления эмоционального контакта между участниками, преодоления трудностей в общении, снятия напряжения и скованности, развитие речевой активности детей;
-использование опорных схем-моделей;
- использование схем-символов, пиктограмм в развитии эмоциональной сферы детей, обучении элементарному анализу эмоционального состояния.
Педагоги.
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей : составление рассказов по картинкам и серии картин, описательных и творческих рассказов с использованием мнемотаблиц,
составление описания предметов, заучивание стихотворений, пересказывание сказок по опорным схемам.
Учитель-логопед.
Использование наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи : развитие всех видов связного высказывания (пересказ, составление рассказов, развитие импрессивной речи детей, обогащение активного лексикона, закрепление навыков словообразования по опорным схемам.
Учитель-дефектолог.
Использование метода наглядного моделирования в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста : развитие мыслительных процессов и мелкой моторики с применением заданий логико - конструктивного характера;
помочь детям перейти от наглядно-образного способа действий к наглядно-схематическому.
III этап. оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы производится на основе качественных показателей социально-коммуникативного развития детей (особенности контакта ребенка; особенности общения; реакции на ситуацию, одобрение, результат; самостоятельность и т. п.).
Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.
Литература:
Т. Г. Макеева. -3 изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.-347(1)с. - (Психологический практикум). Тестируем детей.
Е. А. Алябьева "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста", М. : Педагогическое общество России, 2008г. ,-112с.
С. Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" (готовность детей с ЗПР к обучению в школе, Москва, "Школьная пресса", "2005г., -95с.
Н. В. Романюта "Ты и твои друзья. Учим детей общаться".Методическое пособие для учителей, воспитателей, родителей, 2009г.
В. М. Минаева "Развитие эмоций дошкольников" (занятия и игры, пособие для работников дошкольных образовательных учреждений, -М. :АРКИ, 2005, - 48с.
О. С. Гомзяк "Говори правильно" (картинный материал и конспекты занятий по развитию речи, учебное пособие.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368с.