Елена Румянцева
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать +Заказ
«Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»
Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач музыкального образования, т. к. дошкольный возраст благоприятен для её становления. А детские музыкальные инструменты – это ничем не заменимое оборудование, без которого невозможно работать в соответствии с современными требования ФГОС. Применение детских музыкальных инструментов как на занятиях, так и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, активизирует развитие музыкальных способностей. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для эффективного развития музыкальности детей в игре на детских музыкальных инструментах.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как ее фундаментальная основа, то и первыми инструментами дошкольников становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. Следует подчеркнуть, что «шумовой этап» не бывает коротким. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном воспитании детей осуществляется постепенное прохождение ряда важных ритмических этапов, что требует значительного времени. Поэтому ритмические инструменты приходят в педагогическую практику, чтобы остаться навсегда. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительная иллюстрация стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенной семантики (дождь, часы, гром, жуки, ручей, снежная буря и т. д.).
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
Использование ксилофонов, металлофонов, диатонических колокольчиков, диатонических труб дает возможность более дифференцированно подойти к развитию интонационного слуха – с опорой на звуковысотность. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.
Для успешного формирования музыкальности, необходимо наметить пути её развития, используя разнообразные методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, игровой, метод контрастных сопоставлений, метод темброво – инструментального уподобления.
Немаловажную роль в игре на музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука. Музыкальные дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, после чего происходит перенос полученных знаний в среду нерегламентированной музыкально-творческой деятельности. Для использования музыкально-дидактических игр у нас есть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. В своей работе применяем игры Э. П. Костиной, Н. Г. Кононовой, О. Н. Зотовой, а также те, которые были разработаны нами в процессе практических занятий с детьми. В играх на развитие звуковысотного слуха используем диатонические колокольчики и металлофоны. Кто-то из ребят за ширмой исполняет мелодию на металлофоне, или звенит колокольчиком, дети определяют движении мелодии, выкладывая её кружками – нотами. Интересны игры и на развитие тембрового слуха, где дети не только определяют знакомые инструменты на слух, но и закрепляют навыки игры, исполняя на них несложные попевки. Работа по развитию ритмического восприятия в старшем дошкольном возрасте становится более разнообразной. Детей привлекают музыкально-дидактические игры с раздаточным материалом.
Для развития у детей представления об изобразительных возможностях музыки используем игру «Выбери инструмент», где детям исполняют пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания ребята должны выбрать иллюстрации или карточки с соответствующим изображением инструмента. Также в работе используем метод уподоблений характеру музыки, который применяется в виде оркестровки. Дети выбирают подходящие тембры инструментов для оркестровки, меняют их в соответствии с изменениями характера музыки. С успехом используем сказки – шумелки, которые являются эффективным упражнением для слухового восприятия, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Например, на развитие ритмических соотношений, тембрового слуха и музыкальной импровизации мы используем игру «Придумай и повтори», в которой один ребёнок придумывает свой ритм и исполняет его на любом инструменте; другой должен повторить на таком же инструменте тот же ритмический рисунок.
Для развития музыкальных способностей используем мультимедийное оборудование: подбираем видео-игры, в которых отражены ритмические рисунки и нужные музыкальные инструменты.
В музыкально-инструментальной деятельности мы применяем метод моделирования. Часто используем цветовые модели. Цветная партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков. На партитурах нарисованы цветные кружки-ноты соответствующие цвету диатонического колокольчика или металлофона. На длительность звука указывает размер кружка – ноты: маленькая - короткий звук, большая нотка – длинный. Но наибольший развивающий эффект достигается при игре по слуху. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии). Для развития мелодического слуха мы используем модели попевок с использованием музыкального конструктора Э. П. Костиной. Начинается знакомство с простейших попевок, далее усложняется по количеству фраз и движению мелодии: поступенное вверх и вниз, через ступень, скачками. Хочется отметить, что, работая с этими моделями попевок, дети совершенствуют не только навыки чистого интонирования, но и игру на металлофоне.
Для развития чувства ритма целесообразно использовать модели ритмических рисунков: от условно-образных к условно-схематическим. В дошкольном возрасте детям доступно передать простой ритм, ритм суммирования и дробления, а так же пунктирный ритм. При моделировании сначала детям даются образные картинки (большое яблоко – длинный звук, маленькое – короткий, постепенно заменяя на длительности принятые в нотной грамоте. Простукивая на клавесах разные ритмические рисунки, дети соотносят удары со схемами. А в игре «Капли, лужи, ручейки, океан» мы используем схемы последовательности движений детей, которые действуют с музыкальными инструментами. Детям дошкольного возраста очень нравятся подобные занятия, в которых они, используя моделирование, реализуют себя в игровой деятельности – ведущей деятельности дошкольного образования.
Для эффективного развития музыкальных способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах мы используем различные формы музыкальной деятельности. Это, в первую очередь, музыкальные занятия, а также совместное с воспитателем и самостоятельное музицирование в нерегламентированной деятельности, организация партнерской деятельности педагогов с детьми, различные виды развлечений, взаимодействие с родителями, социумом. Немаловажен и качественный музыкальный репертуар. Одной из форм музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, помогает преодолеть неуверенность. В практике мы используем в основном смешанный оркестр, включающий в себя разные группы инструментов. Проведённая работа по развитию музыкальных способностей дошкольников показала положительную динамику. Для выявления развития музыкальности была использована методика, предложенная Э. П. Костиной, в которой музыкальность определяется семью показателями. В непринуждённой беседе, в игровой форме с использованием разнообразных наглядных предметных пособий, ребёнку были предложены задания для выявления одного из компонентов музыкальности. Вывод: Комплекс созданных в МБДОУ условий способствовал развитию музыкальных способностей в игре на музыкальных инструментах в музыкальной практике.