наталья кожевникова
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников игре
на детских музыкальных инструментах.
Конспект занятия в старшей группе.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Доказано, что внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыку, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Очень важно создать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольников.
Публикация «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Основными задачами музыкального воспитания являются :
1. Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности.
2. Формирование начала музыкальной культуры и общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных фор музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний и духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
При работе в ДОУ я уделяю большое внимание обучению детей на ДМИ, разработала перспективный план работы кружка «Веселый оркестр» для детей 5 – 6 лет, и 6 – 7 лет.
Вашему вниманию предлагаю конспект открытого занятия на тему «Деревянно – духовые инструменты».
Цели:
1. Развивать находчивость, воображение, фантазию, творчество. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.
2. Знакомство детей с деревянно-духовыми инструментами. Развивать творчество, воображение, фантазию.
3. Учить детей обобщать полученный опыт, делится впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус.
Задачи:
1. Определять движение мелодии, находить в мелодии долгие и короткие звуки. Правильно передавать ритмический рисунок мелодии на инструменте, чистом исполнении на нем, правильностью извлечения звука.
2. Знакомство детей со второй часть произведения Е. Антипиной «Сладкая ягода». Развивать чувство ритма. Осваивать навыки игры ансамблем. Закреплять навыки совместной игры на музыкальных инструментах в ансамбле и с сопровождением.
Материал:
1. Иллюстрации с изображением деревянно-духовых инструментов : флейта, фагот, кларнет, гобой.
2. Ширма.
3. Шумовые музыкальные инструменты : бубен, ложки, маракасы, румба, кастаньеты.
4. Музыкальный центр.
Ход занятия:
Муз. рук: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Муз рук: Сегодня мы с вами поговорим о деревянно-духовых инструментах.
Но прежде, вспомним, откуда и когда появились первые музыкальные инструменты?
Дети: Первые музыкальные инструменты появились в древности. Древние люди находили кости животных, в которых были дырочки. На таких косточках они пытались извлекать звуки. Также древние люди находили ракушки. Это были ударные инструменты. А еще, люди рубили тростник. Он служил духовым инструментом для людей.
Муз. рук: Молодцы. Ребята, а скажите, как появились струнные музыкальные инструменты?
Дети: У древних людей были луки. Когда они натягивали стрелу и выпускали ее, то тетева лука издавала звук.
Муз. рук: Правильно.
Муз. рук: Сегодня мы с вами послушаем беседу о деревянно-духовых инструментах. Все свистковые и язычковые трубы с отверстиями в стенках называются деревянными. В старину эти инструменты изготавливались в основном из дерева, поэтому родовое название сохранилось до сих пор. Однако уже давно их изготавливают из многих других материалов. Звучание деревянных духовых мало зависит от того, из чего именно их делают мастера.
Флейты, например, делали из хрусталя, слоновой кости, фарфора, серебра (показываю картинку). В наши дни деревянные духовые инструменты делают из недорогих металлов, эбонита, специальных пластмасс, иногда из своего исконного материала – дерева. Флейта имеет самый высокий тембр звука. Но в некоторых оркестрах существуют и другие: флейта-пикколо, альтовая флейта. А 70 лет назад была изготовлена басовая флейта. Но это еще не все. Придворный флейтист Людовика XIV Оттетер построил контрабасовую флейту длиной в два метра. Сейчас эта флейта находится в музее Парижской консерватории (слушаем запись флейты).
Фагот и контрафагот имеют тоже свои разновидности (показываю картинку). Этот инструмент имеет немного гнусавый звук (слушаем запись).
Особое надо сказать о семействе кларнетов, хотя бы потому, что оно-то и навело мастера Сакса на мысль сделать саксофон.
Одна из разновидностей кларнета – бас-кларнет. Сконструирован он около 200 лет назад, но и сейчас используется в симфонических оркестрах (слушаем запись)
Другой инструмент кларнет тоже используется в оркестре. Он имеет осторожный звук. Его мы можем сравнить с «крадущейся» кошкой (слушаем запись).
Гобой имеет более гнусавый звук, чем фагот. Этот инструмент мы можем с вами сравнить с кряканьем уточки (слушаем запись).
Таким образом, мы с вами узнали о деревянных духовых инструментах. Давайте вместе повторим названия.
Дети: Флейта, фагот, гобой, кларнет.
Музыкальный фрагмент
Муз. рук: А сейчас мы с вами повторим первую часть нашей пьесы. Вступление начинают играть маракасы, румба и кастаньеты. А далее продолжают ложки и бубен.
Дети исполняют.
Работаю с партией ложек.
Исполняем первую часть от начала до конца.
Далее начинаем разучивать вторую часть пьесы.
Муз. рук: Сейчас мы разучим две фразы второй части. Ритмический рисунок на музыкальных инструментах остался прежним, а сменился аккомпанемент.
Исполняем первую и вторую фразы. Работаю над ритмическим рисунком партии ложек. Добиваюсь слаженной игры. Повторяем две фразы вместе.
Музыкально-дидактическая игра.
Муз. рук: Сегодня мы закрепим музыкально-дидактическую игру «На чем играю?». Сейчас мы с вами назначим ведущих. Первым ведущим будет Настя.
Ребенок уходит за ширму, берет в руки любой музыкальный инструмент и исполняет на нем ритмический рисунок. Дети отгадывают маракас и ложки.
Муз. рук: А сейчас ведущим будет Миша.
Ребенок уходит за ширму. Дети отгадывают ложки и погремушку.
Муз. рук: И последним ведущим будет Данил.
Данил прячется за ширмой и играет на кастаньетах и румбе. Дети отгадывают.
На этой игре у детей развивается тембровый слух. Детям очень нравится эта игра, каждый старается стать ведущим и загадывает музыкальные загадки на различных музыкальных инструментах.
Муз. рук: Вот и подошло к концу наше занятие. До свидания.
Дети: До свидания!