Трофимова Алёна Валериевна
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. В процессе игры ярко проявляться индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Публикация «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, более осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативе, сознательных отношений между детьми.
Со многими музыкальными инструментами знакомим детей на музыкальных занятиях, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Здесь же происходит и обучение игре на музыкальных инструментах, требуемых «Программой воспитания и обучения в детском саду»
С остальными инструментами, которые используются в оркестре, дети знакомиться во время индивидуальных занятиях. Обучение на них осуществляется так же в свободное от занятия время.
В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах используется попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.
Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем со второй группы раннего возраста (от 2-3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки.
В работе с малышами используются музыкальные игрушки : дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводиться постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В музыкально – дидактической игре «На чем играю?» Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Используя металлофон и фортепиано в игре «Птица и птенчики» Тиличеева, дети учатся различать высокие и низкие звуки. Развивать чувство ритма, а так же слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения помогает игра «Ходим-бегаем» Тиличеевой и пляска «Бубин» Фрида. В ней дети действуют по показу воспитателя, за тем самостоятельно. В музыкально – дидактической игре «Тихо- громко» Тиличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки.
В младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, продолжаем знакомить с барабаном и металлофоном. На музыкальных занятиях детям предлагаются индивидуальные занятия с использованием бубна. Воспитатель подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени (О – ля - два удара, Ма-ри-на – три удара и т. д.) Практика показала, что дети этого возраста без трудностей различают по звучанию два раза колокольчика (низкое и высокое звучание). Детям этого возраста доставляет удовольствия выполнять различные движения с инструментами : они учатся различать звуки по высоте (до1 - до 2, реагируют на тихое и громкое звучание, различают тембры менее контрастные по звучанию (бубен, погремушка). В младшей группе знакомим детей с металлофоном. Детям показываем картинку, на которой изображён дождь. Дети говорят какой был дождь, отвечают: «Сильный, большой». Музыкальный руководитель обращает внимание на инструмент : «Посмотрите, на каком инструменте я передаю капли дождя? Этот инструмент называется металлофон». Для знакомства малышей с барабаном прячем игрушку в мешочек. Открывают его и достает зайчика и барабан, ударяет двумя палочками, а затем поочередно. В музыкально - дидактической игре «Чей колокольчик?» Раухвергера дети знакомятся с большим и маленьким колокольчиком.
При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. Исполняя попевку «Петушок» предлагаем детям сыграть мелодию с помощью музыкального молоточка. Для развития ритма дети могут выполнять упражнения с кубиками. Всем раздают по два кубика, дети стараются передать ритмический рисунок.
В средней группе предусматривается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (металлофон).
Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой придерживал сверху. Вначале вспоминаем игру «Дождь». Дети поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Ветлугиной. Мелодии, построенные на одном звуке. Затем приступаем к разучиванию попевки «Мы идём с флажком» Тиличеевой. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Дети передают ритм на палочках, бубне, кубиках. После усвоения ритма переходим к игре на металлофоне, бубнах. Обучение игре на ударных инструментах требует меньшей затраты времени, на них дети воспроизводят только ритм. Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях в средней группе используются музыкальные игрушки. Например, исполняя песню «Барабанщик» Красева, дети исполняют припев на барабане, деревянных ложках. Коробочки, палочки, музыкальные молоточки применяются в песне «Строим дом» Красева.
Использование музыкальных инструментов во время пения развивает творчество детей. Дошкольники поют и играют в свободное от занятий время.
В средней группе знакомим детей со звучанием треугольника. Муз. руководитель предлагает простучать имя на инструменте (О-ля - 2 удара, Ма-ри-на – 3 удара).
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы ставятся новые, более сложные задачи. Если в средней группе во время игры на металлофоне от детей требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию, то в старшей группе перед ними ставят новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. В старшей группе «Программой» предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими подгруппами. От исполнения простых попевок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках. В процессе игры на инструменте мелодии «Дождик» у детей развивается звуковысотный слух. Предлагаем отсчитать от начала шестую пластинку на металлофоне, с которой начинается игра попевки, следующий звук находим с левой стороны. Постепенно переходим к мелодиям, построенным на трёх звуках. Над русской народной прибауткой «Петушок» работаем в знакомой последовательности: поем песню со словами, показывая рукой высоту звуков, передаем ритмический рисунок на ударных инструментах и выкладываем карточки на фланелеграфе. При разучивании этой мелодии на металлофоне вначале указываем знакомые пластинки цветными кружочками, затем дети исполняют мелодию на слух. В старшей группе знакомим детей с триолой. Триола помогает развивать у детей ритмический и звуковысотный слух, определять количество звуков. Музыкальные инструменты используются не только во время исполнения попевок, но и при пении программных песен. Так во время инсценировки песни «Урожайная» Филиппенко детям предлагается передавать ритм погремушками и трещотками. На припев песни «Детский сад» Филиппенко используются трещотки, бубны, деревянные ложки.
Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе мы уделяем особое внимание к этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.
В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале проводится в комплексе с распевкой, чему уделяется 5-6 минут на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки.
В этой группе продолжается обучение игре на инструментах не только на примере попевок из «Музыкального букваря» М. А. Ветлугиной, но и используются русские народные мелодии, предлагаемые «Программой». Поэтому обязательно в работе применяются различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки, фланелеграф, которые помогают и закрепляют знания детей о движении мелодии.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение игре на металлофоне, так как он является простейшим музыкальным инструментом, на котором дети имеют возможность не только сыграть знакомую попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. В процессе обучения игре на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность.
В начале года повторяется игра на металлофоне простых попевок, построенных на одном звуке.
Затем дети учат попевки, построенные на двух близлежащих звуках. Дети пропевают их, показывая рукой высоту звуков, выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе, вспоминают приёмы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями. Количество играющих на металлофоне одновременно увеличивается (8-10 человек). У детей развивается чувство ансамбля, они осваивают навыки совместных действий (поют, играют). Ансамблем исполняют русскую народную прибаутку «Сорока-сорока» и песню «Гармошка» Тиличеевой.
Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей, у них появляется желание проиграть знакомые мелодии не только на музыкальных занятиях, но и в часы досуга. Во время знакомства с русской народной песней «Я на горку шла» детям можно предложить подумать и назвать инструменты, которые могут звучать во время исполнения этой песни помимо металлофонов. Дети вместе с педагогом решают, в какой последовательности лучше чередовать те или иные музыкальные инструменты.
В подготовительной группе начинается знакомство детей с аккордеоном. Ребята рассматривают его, слушают знакомые мелодии в исполнении музыкального руководителя. Детям даётся возможность послушать его звучание в аудиозаписи в исполнении артистов.
Играть на аккордеоне может не каждый ребёнок. Из всех музыкальных инструментов этот является самым сложным. Поэтому на музыкальных занятиях происходит только знакомство с аккордеоном, а обучение во время индивидуальных занятий. После того как дети усвоят навыки игры на аккордеоне, они начинают играть несложные попевки и песенки. Этот инструмент можно включать в музыкально-дидактические игры, участниками которых являются дети.
Знакомство с баяном начинается с прослушивания р. н. м. «Во саду ли, в огороде» в аудиозаписи. Дети отмечают красивое звучание инструмента, затем рассматривают его. Замечают схожесть баяна с аккордеоном, только вместо клавишей - кнопки. Так как в старшей группе дети учатся играть на треугольниках, то исполнение «Латвийской польки» на треугольниках в подготовительной группе не составляет трудностей. В этой мелодии звучат так же бубен и барабан.
Творческая активность детей проявляется и в песне «К нам гости пришли» Александрова. Здесь между собой чередуются такие инструменты как бубен, металлофон, трещотки. Эти инструменты используются по желанию детей.
Постепенно задания усложняются. Дети переходят к игре попевок, построенных на трёх звуках, а также с более усложнённым ритмическим рисунком («Бубенчики» Тиличеевой, «Ой, лопнув обруч» (у. н. м., «Во поле берёза стояла»). В русской народной песне «Во поле берёза стояла», помимо металлофона в первом такте припева звучит треугольник.
Мелодии, включающие широкие интервалы, требуют для их разучивания больше времени. К таким относится русская народная мелодия «На зелёном лугу». Вначале разучивается с детьми мелодия с фортепиано, затем дети показывают рукой движение мелодии, далее передают ритмический рисунок на группе ударных и закрепляют его на фланелеграфе. И только после этого можно переходить к обучению игре на металлофоне. С детьми, которые трудно осваивают игру, нужно заниматься индивидуально.
Объединяя детей в оркестр, используя разученные на музыкальном занятии мелодии, проводятся несколько занятий во вторую половину дня, во время которых педагог добивается от детей сыгранности, выразительности исполнения, своевременного вступления, исполнения сольных партий.
К концу учебного года все дети подготовительной к школе группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофоне, аккордеоне, баяне, триоле, треугольнике, барабане, бубне, трещотке, колокольчике, колотушках, кастаньетах и др. Дети знают названия инструментов, характер их звучания, правила пользования и хранения инструментов.
Уделяя особое внимание обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе, мы тем самым приучаем детей согласованно действовать в коллективе, готовим их к занятию в школе, развивая те качества, которые так необходимы будущему школьнику.
При обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах большое внимание уделяем индивидуальной работе. Главная цель таких занятий – усвоение приобретённых умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, памяти, чувство ритма, умение сравнивать и различать звуки. Индивидуальные занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах начинается со средней группы. В репертуар таких занятий входят программные попевки, песни. На индивидуальных занятиях продолжается обучение игре на металлофоне. Прежде чем начать обучение на металлофоне, музыкальный руководитель вместе с ребёнком вспоминает знакомую попевку, уточняет с какой пластинки надо играть. Ребёнок исполняет мелодию по музыкальным фразам. При необходимости обращаемся к фланелеграфу. При этом педагог следит чтобы ребёнок не зажимал сильно молоточек. В старшей группе на индивидуальных занятиях мы учим детей играть в ансамбле. В подготовительной к школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышается. Дети играют ансамблем в оркестре. Обучение игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, погремушках также вводим на индивидуальных занятиях. Развивается внимание детей, умение слушать аккомпанемент. Маракасы погремушки находятся в каждой руке ребёнка. Играя ими перед собой, ребёнок передаёт ритмический рисунок произведения. Большую индивидуальную работу проводим с детьми, обучающимся игре на ложках в ансамбле. Детям даётся возможность придумывать свои движения (два удара по коленам и четыре удара перед собой). На индивидуальных занятиях дети учатся правильно держать перед собой треугольник в левой руке. Звук должен быть лёгким и упругим, если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой – звук прекратится. Играть на трещотках дети обучаются индивидуально. Если трещотка состоит из деревянных пластин, дети учатся правильно встряхивать, чтобы пластинки четко ударялись друг о друга. При обучении детей игре на тарелках дети учатся держать тарелки за ремни и ударять скользящим движением одной о другую. На бубнах дети играют с младшей группы. Одной из главных задач при обучении игре на бубне является развитие ритмического слуха.
Перед обучением игре на аккордеоне показываем, как правильно сидеть и держать инструмент. Дети учатся расположению звуков, чередованию пальцев при игре, растяжение меха. После того как дети научатся извлекать на инструменте чистое звучание, можно переходить к разучиванию песни. Игра в ансамбле требует от детей соблюдение общей динамики и темпа. После того как дети хорошо освоят музыкальный инструмент, можно предложить им играть стоя, так как дети, играющие на аккордеоне обычно стоят.
При игре на губных гармошках необходимо правильно расходовать дыхание. Учим детей дуть в отверстие трубки, равномерно расходуя воздух, одновременно нажимая на нужную клавишу. Для закрепления навыков игры на инструментах в каждой возрастной группе оборудован музыкальный уголок, в котором есть необходимые инструменты, игрушки. Занимаясь с детьми индивидуально, мы постоянно помним о том, что должны подготовить их к активной, успешной учебной деятельности в школе.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребёнка.
Совместная работа муз. руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.
Последнему виду музыкальной деятельности уделяется большое внимание. Постоянно увеличивается ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащаем музыкальные уголки в группах.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, погремушках.
Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе в различных игровых ситуациях. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).
В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребёнком, т. к. музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребёнку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии.
Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она бывает различна по форме и роль взрослого здесь очень важна: он направляет самостоятельную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулку, трудовой процесс. На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-либо инструменте. Воспитатель в случае необходимости приходит детям на помощь.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой : опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, а для этого воспитателю необходимо:
- создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;
- использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;
- не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными занятиями;
- поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М., 1976
2. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте. - М., 2001
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1967
4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М., 1989
5. Ветлугина Н. А. Музыка в детском саду, вып. 1,2,3,4,5,6. - М., 1966-1967
6. Девятова Т. Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006
7. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. ,2006.
8. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000
9. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
10. Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
11. Радынова О. П. Беседы о музыкальных инструментах. - М. ,1999
12. Современные образовательные программы. /Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М., 1999.
13. Сивоконь С. Играя, учимся. // Дошкольное воспитание. №9., 2000.
14. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М. ,2000