Наталья Гребенщикова
Обучаем детей игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Обучаем детей игре на музыкальных инструментах.
Музыкальное воспитание в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движению в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах.
Публикация «Обучаем детей игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Я хочу подробно остановиться на первоначальном этапе обучения детей ансамблевой игре. С музыкальными инструментами мы знакомим детей ещё в младшей группе. Показываем им бубен, барабан, погремушку, колокольчик. Играем на этих инструментах. Дети начинают на слух различать звучание этих инструментов. Дидактические игры и упражнения помогают развивать способность к различению тембров инструментов. Параллельно с этим, во всех возрастных группах малыши слушают звучание оркестра. Дети старших и подготовительных групп на этих инструментах играют. В каждой группе у нас имеются музыкальные инструменты. Дети могут познакомиться с ними и поиграть на них.
К обучению детей игре на музыкальных инструментах приступаем со средней группы, стараясь делать это постепенно, опираясь на знакомый малышам музыкальный материал.
Обучение простейшим приёмам игры начинается с освоения ограниченного круга музыкальных инструментов – это барабан, бубен, колокольчик, деревянные ложки, то есть ударно – шумовые инструменты. Обучение проводим в первую половину дня на музыкальных занятиях, отводя этой работе 3-4 минуты.
Так, обучая детей игре на барабане, мы изображаем марширующих солдат или сказочных деревянных солдатиков. Играя на бубне, предлагаем детям представить веселую, задорную пляску. При этом, используем хорошо известные ребятам произведения (марши, пляски, пьесы изобразительного характера). Постепенно в памяти у ребят звучание каждого инструмента связывается с определенным музыкальным образом. Дети начинают понимать, что каждый музыкальный инструмент, так же как скажем, каждая краска у художника, имеет свое значение. Овладению игрой на металлофоне способствует умение держать молоточек, опуская и поднимая его в воздухе. Затем, когда дети почувствовали, что молоточек легкий начали опускать его на пластинки металлофона. Дети изображают большой и маленький колокольчик, капли дождя, большие и маленькие часы, прыжки воробышек и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть высокие и низкие, громкие и тихие, долгие и короткие и выражать различные образы, мы начали игру нескольких песенок на одном звуке из музыкального букваря Н. Ветлугиной, а так же разучивание несложных прибауток, считалок, скороговорок. На одном звуке мы играли песенки «Андрей воробей», на двух звуках «Лиса по лесу ходила», «Дождик», на трех «Петушок», «Солнышко». Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны сознательно ориентироваться в направлении мелодии слышать куда она движется: вверх, вниз, через звук или же повторяется. Они должны различать долгие и короткие звуки, отличать их по высоте, чувствовать законченность тоники.
Развитие звуковысотных представлений мы начали с использования выразительных возможностей регистров - низкого, среднего, высокого.
Например, исполняли знакомую детям пляску в различных регистрах проводя с ними такую игру: Я прошу, чтобы дети закрывали глаза и внимательно слушали музыку. Если дети услышали пляску в низком регистре, они должны были опустить руки вниз, если в среднем - держать руки перед собой. Если пляска звучала в верхнем регистре – дети поднимали руки вверх.
Следующий этап – различие звуков в различных регистрах. Мы предлагали детям определить звуки большого колокола и маленького колокольчика. И, наконец, добившись усвоения того, смогли подойти к различению двух звуков в среднем регистре, постепенно уменьшая интервал между ними. Здесь так же мы использовали игровые моменты (маму – птичку и птенчиков, других домашних животных и птиц. Слуховое представление о движении мелодии, о звуках более высоких и более низких детям помогают сформировать «музыкальная лесенка», фланелеграф, которые мы используем на занятиях. Большую роль в совершенствовании музыкального слуха, ритма и памяти сыграли так же такие разнообразные игры и упражнения (дидактические).
Первые мелодии, которые я брала для исполнения были хорошо знакомы детям - это песни из репертуарного списка малышей, средней и старшей групп: «Самолет» Г. Попатенко, «Да-да-да», «Мы на луг ходили», «Колыбельная», «Бай – качи – качи», «К нам гости пришли».Приведу пример разучивания песни «К нам гости пришли» (музыка Александрова) на металлофонах.
В начале песню пропевает вся группа детей, определяем, что песня начинается с пятой ступени, со звука «соль». Вызываю рДиму, который на фланелеграфе выкладывает ноту «соль». Тут же этот звук он находит на немой клавиатуре. Затем дети поют первую фразу мелодии, продолжая определять ее направление. Вызываю Настю, которая выкладывает на фланелеграфе нисходящее движение мелодии, тут же она показывает эти звуки на немой клавиатуре. Теперь вся группа детей исполняет первую фразу песни с названием звуков, а Настя показывает направление мелодии, сначала на фланелеграфе, при вторичном исполнении на немой клавиатуре. Кроме того, процесс разучивания для детей стал сознательным.
Фланелеграф, лесенка, немая клавиатура сыграли здесь важную роль, соединив зрительное восприятие со звуковысотными представлениями. Так постепенно шло накопление музыкальных произведений в репертуаре нашего оркестра. Это расширило и обогатило самостоятельную музыкальную деятельность. У детей активизировалось внимание, творческая инициатива, улучшилась память. Многие дети сталиболее спокойными, дисциплинированными, уравновешенными.
Детский сад № 39
музыкальный руководитель :
Гребенщикова Наталья Юрьевна