Татьяна Буркут
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных особенностей современного общества является стремительный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкиваются и взрослые, и дети. Многообразие и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и нестабильность в общении ребенка с окружающим миром. Нарушенное или отсутствующее чувство ритма вносит дисгармонию в жизнь ребенка. А так же в настоящее время отмечается низкий уровень бытового музыкального фона, в результате чего, дети испытывают дисгармонию. Это оказывает отрицательное воздействие на общее развитие детей. Важнейшее значение в воспитании гармоничного отношения ребенка с окружающим миром играет система музыкального воспитания, которая позволяет обеспечить ритмичность жизненного пространства. Швейцарский композитор и педагог Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение. И в образовании, и в развитии чувства ритма участвует наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный.
Публикация «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ритм – один из главных, основополагающих элементов музыки.
Это категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствовать её эмоциональную выразительность и точно воспроизводить её. Без этой способности практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Хорошо известно, что детьми легче усваиваются ладовые выражения в музыке и музыкально-слуховые представления, а восприятие ритмической основы вызывает затруднение, поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога - музыканта.
Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ - это один из наиболее любимых видов детской музыкальной деятельности. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется восприятие и эстетические чувства ребенка, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
В своей работе я использовала авторскую программу Т. Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”. Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.
Еще мне импонирует принцип подхода Т. Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок, не испытавший радости от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. И в своей программе старается воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтень).
Целью работы явилось создание условий для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Были поставлены задачи:
Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков
Познакомить с музыкальными инструментами, формировать навыки и приемы игры на них
Развивать чувство ритма и чуткость тембрового слуха
Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности
Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать
Знакомство детей с инструментами начинается с рассказа об истории их создания, о том, что они делятся на группы и подгруппы (шумовые, звуковысотные, ударные, струнные и т. д., на занятии ребята знакомятся с приемами игры на них. Широко используются как готовые инструменты, так и шумовые инструменты из подручных материалов (киндеры, пластиковые баночки с прикрепленными бубенчиками, бутылочки из – под йогурта, скорлупа грецких орехов и т. д., к изготовлению которых, мы привлекали родителей.
В игре на шумовых и ударных, инструментах участвуют все дети. Они являются активными деятелями, а не сторонними наблюдателями, так как музицирование – это практическая деятельность. А важнейший принцип успешного обучения: «вижу, слышу, делаю».
В работе над развитием чувства ритма мы использовали игру на музыкальных инструментах исключительно в синтезе с речью и движением. Поддержка текста игрой на музыкальных инструментах способствует лучшему запоминанию, более четкому произношению текста, более эмоциональному воспроизведению текста. Для знакомства с основными ритмическими рисунками применялись ритмические игры и упражнения, в которых используются стихи, считалки, прибаутки. На основе текста составляли четкую ритмическую формулу, удобную для восприятия и запоминания (прибаутка «Барашеньки - крутороженьки», песенка - дразнилка «Андрей- воробей», «Я иду с цветами» и т. д.) Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах, дети развивают воображение, память, чувство ритма, слуховое внимание, учатся взаимодействовать в ансамбле. «Апрель» С. Маршак
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель. Удары по треугольнику
По полям бегут ручьи, Глиссандо на металлофонах снизу вверх
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи Ритмичное встряхивание маракасов
После зимней стужи.
Пробирается медведь Игра на деревянных ложках
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, Игра на свистульках
И расцвел подснежник Игра на колокольчиках
Кроме игры на обычных музыкальных инструментах большое значение приобретает использование звучащих жестов. По системе К. Орфа звучащие жесты – один из основных приемов развития музыкальности. Как говорит Т. Э. Тютюнникова, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. При выполнении хлопков, шлепков, притопов ребенок озвучивает свои действия, то есть происходит соединение речи и движения. Это помогает прочувствовать ритм на физическом уровне, и, таким образом, тренируется не только слуховая, но и мышечная память. Когда все звучащие жесты детьми освоены, предлагаю детям задания на повтор простейшего метроритма (в одном задании использовать не более двух звучащих жестов в данном возрасте). А затем уже с помощью звучащих жестов «украшаем» музыку : любая простейшая полька из двух частей сопровождается хлопками, притопами и т. п.
В старше-подготовительной группе включаются такие формы работы как
1) ритмодекламация
2) активное слушание музыки
3) игра звуками
Что такое ритмодекламация : например, с детьми разучивается небольшое стихотворение или потешка. Каждая строчка произносится в определенном метроритме. А затем во время хоровой декламации добавляются звучащие жесты. Разучивать стихотворение можно приемом «эхо».
Активное слушание музыки – это когда дети не сидят на стульчиках, а двигаются так, как им подсказывает характер пьесы. Например, игра «Контрасты». Музыка составлена из контрастных по характеру отрывков: резкая, отрывистая и плавная, «летящая» дети (сначала по показу воспитателя или музыкального руководителя, а затем самостоятельно) придумывают различные движения, соответствующие характеру музыки. С помощью активной формы слушания очень просто и легко можно запоминать структуру музыкального произведения, построение и чередование музыкальных фраз, а затем перейти к следующей форме деятельности – элементарному музицированию (игре со звуками).
Игра на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр.
«Дирижёр и оркестр».
Один воспитанник становится дирижером, все остальные — оркестр. Дирижеру предоставляется возможность самостоятельно решить, как будет звучать музыкальное произведение.
«Угадай, кого зову».
Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух. Называть можно имена в полной и уменьшительной форме (Маша, Мария, Машенька).
«Эхо».
Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.
«Инструментальная карусель».
Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем. Как только музыка зазвучит вновь, кладут инструмент на стульчик и продолжают движение по залу.
«Прогулка».
Музыкальные молоточки по числу играющих.
Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком, дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).
На музыкальных занятиях отводится недостаточно времени для творческих заданий, поэтому чтобы дать возможность детям глубже погрузиться в мир музыки и ярче проявить своё творчество, в детском саду был организован кружок «Веселый оркестр». Работа с детским оркестром подразумевает несколько форм занятий. Это индивидуальная (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповая (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра) формы. Коллективная форма — самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
Игру на детских музыкальных инструментах включаю в тематические занятия, театрализованную деятельность, выступления на праздниках. Дети с удовольствием исполняли музыкальные произведения на утренниках, чувствуя себя настоящими оркестрантами.
Игра в ансамбле как нельзя лучше развивает ритмический слух, учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т. е. понимать друг друга, воспитывает чувство коллективизма,
а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость.