Татьяна Лапаева
План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
“Чтобы обучить другого, требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому”.
М. Монтень
Актуальность выбранной темы:
Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Публикация «План по самообразованию педагога по теме „Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечный этап - связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Такие как моделирование.
Приёмы моделирования: мнемотехника, схемы по составлению описательного рассказа, синквейн. Они облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель:
повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повышение своей профессиональной компетенции в вопросе развития речи детей с использованием сенсорно – графических схем; внедрять их в процесс работы
- изучить средства, методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
- изготовить и подобрать методический материал. Пособия для использования образовательных ситуациях.
- способствовать умению детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; (по плану и образцам-схемам) заучивать стихотворения, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
- разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями.
- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста использовать графическую аналогию (наглядное моделирование, то развитие умственных способностей и связной речи произойдет быстрее и эффективнее.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.
Этапы реализации:
I этап. Подготовительный — Изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу; изучить сущность и структуру понятий по данной теме, сформировать цель и задачи, подбор методов и приёмов моделирования; разработать систему работы с детьми, родителями воспитанников и педагогами ДОО (перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» - развитие речи детей методом моделирования. Проведение анкетирования родителей по вопросам речевого развития детей.
Сроки: в течение всего периода. 01.09.17г. по 01 10.17г.
II этап. Основной (Внедренческий) — Провести общее родительское собрание на тему: «Методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста», накопление материала для консультаций, проведение ООД, проектов, стенгазет по плану, обогащение предметно-пространственной среды в уголке по речевому развитию, составление картотек игр и наглядных материалов для работы с детьми (картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др., презентаций. Организация занятий согласно перспективному плану.
Работа по реализации данного плана:
1год обучения (старшая группа)
Сроки: 01.10.2017г. – 20.04.2018г.
III этап. Итоговый – Сравнение результатов на начало первого учебного года и конец второго учебного года. Проведение оценки индивидуального развития воспитанников по образовательной области «Речевое развитие», сделан отчет о проделанной работе на педагогическом совете.
Сроки: 20.04.2018г. - 30.05.18г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Участники:
Дети
Педагоги
Родители
-Форма отчета по проделанной работе:
- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете;
- Подготовка, показ презентации родителям, воспитателям «Чему мы научились за этот год»;
- Проектная деятельность
План по самообразованию на 2017-2018 учебный год
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями самообразование
сентябрь Адаптационные игры с детьми.
-Подбор и изучение методической литературы по теме.
Изучение уровня знаний детей.
-Разработать серии сюжетных картинок для пересказа сказок детьми.
-Разработать схемы по лексическим темам для составления описательных рассказов
-Составить перспективный план по развитию связной (описательной) речи детей с использованием метода наглядного моделирования.
октябрь Сказкотерапия: «Зайка –зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня»
Пересказ по сюжетным картинкам.
«Лесной голосок»
Г. Скребицкого;
«Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок»
Г. Скребицкого -Консультация для
педагогов на тему:
«Возрастные
особенности
восприятия
литературных
произведений
дошкольниками и
задачи
ознакомления
детей с книгой».
-Памятка
и для
родителей по
обучению связной
речи.
-Консультация для
родителей
«Сказкотерапия»
на ООД по
развитию речи»
-Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.
ноябрь Составление описательных рассказов о предметах с опорой на схематическую модель. Консультация и мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка».
-Обмен опытом на ООД (ресурсный центр) -Советы родителям: «Играем вместе с детьми»
- Дискуссия «Развиваем речь дома» Оформление
выставки
педагогической литературы
Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико –грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Декабрь- январь Отгадывание
загадок по мнемосхемам.
«Путешествие в страну Загадок»
Подготовить
(провести) открытый показ ООД (использование мнемотехники у детей дошкольного возраста) для педагогов ДОО. Собрание
для родителей
Показ презентации по теме: «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста». Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.
Разработать дидактическое пособие по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений.
февраль Заучивание
Стихотворений
с использованием сенсорно – графических схем, мнемотаблиц.
Конкурс чтецов. Буклет для педагогов групп. Тема: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» Буклеты для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» Составление картотек игр и наглядных материалов для детей (картинки, план - схемы, мнемотаблицы)
март Сочинение
сказок детьми (по модели –схеме)
Проведение семинара-практикума для педагогов «Использование моделей- схем при сочинении сказок с детьми дошкольного возраста». Ознакомление родителей с результатами работы. Изучить новые педагогические технологии (новые в соответствии с ФГОС).
март Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок с помощью графических зарисовок- мнемотаблиц) Консультация для воспитателей «Роль скороговорок в развитии речи детей» Творческий семейный
проект "Чистоговорка " (самостоятельное составление графической зарисовки) Подбор материала для родителей по теме.
апрель Самостоятельное сочинение сказки с последующей зарисовкой (пиктограмма). Стенгазета «Где мы были, все расскажем, и что делали покажем!» Подбор практического материала работы с пиктограммами. Совместное творчество детей и воспитателя.
май Обобщающая ООД «Поле чудес» (с использованием графической аналогии) Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Подготовка, показ презентации родителям «Чему мы научились за этот год» Подведение итогов работы. Подготовка и оформление документации. Подготовка презентации «Чему мы научились за этот год» Выступление на педсовете.
Обобщение и распространение опыта.
В настоящее время в связи с введением ФГОС наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом развивающего обучения, воздействующим не только на речевое развитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому представляется такая возможность не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для развития связной речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.