Папки-передвижки

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

Ольга Бычкова
Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами, длительными паузами между предложениями.

Возникшее противоречие мы решаем, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине. Часть этих игр направлена на обучение ребёнка описательному рассказыванию, часть опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, прогнозировать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Публикация «Консультация „Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи“» размещена в разделах

Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития.

Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются в работе с детьми.

Лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу. Благодаря лингвистическим играм мы - взрослые учимся "вслушиваться", "вглядываться" в мир детей. Эти игры содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

Перед вами картина «В лесу».

Игра «Подзорная труба»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине, давать им соответствующие названия. Внимательно рассмотри картину. Найди как можно больше предметов, объектов, изображённых на этой картине. Работаем по цепочке. Называем по одному объекту. Я начинаю: земля, трава, небо, лето, лес, дорожка, деревья, ёлки, дубы, шишки, ветки, птицы, птенцы, гнездо, божья коровка, кусты, малина, ежи, грибы, земляника, цветы, заяц, колокольчик, кузнечик, пенёк, опята, мухомор, муравьи, муравейник, стрекоза, сова, дупло, бабочка.

Игра «Слова-действия». Внимательно рассмотрите всех персонажей, их внешний вид, что они делают. Назовите все слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Мы работаем по цепочке, и я начинаю: летает, смотрит, выглядывают, идут, прячется, поёт, наблюдает, растут, качаются, носят, строят, наклонился, живёт, дышит, кормит, слушает, играет, улыбается, радуется, ждёт, держит, любуется.

Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д.

Предварительно необходимо уточнить знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Необходимо активизировать в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр.)

«К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Ход игры : всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и ответить на вопросы: «Что я услышал бы, если оказался на этой полянке?», «О чем говорят объекты?». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты ответов:

1. «Я слышу, как поют, щебечут птицы, как стрекочут кузнечики. Я слышу, как шумит ветер в лесу. Я слышу, что жужжат пчёлы и стрекозы. Я слышу, как ухает сова.

2. «Я слышу, как ежиха-мама разговаривает с ежатами: «Не отставайте, поторапливайтесь. Где-то рядом лиса».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Ход игры : нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревом (древесный запах, лесом. Я чувствую запах ёлок. Пахнет свежей зеленью, травой, цветами. Я чувствую запах грибов и ягод».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Ход игры : нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем ответить на вопрос «Что я ощущаю руками и лицом?».

Примерные ответы:

Я трогаю руками деревья – кора шершавая, сухая, жёсткая. Травушка приятная, мягкая. Земля твёрдая. Шёрстка у белочки мягкая и пушистая, а иголки у ежа – колючие. На улице жарко, а под деревьями прохладно. Дорожка песчаная. Я чувствую, что идти по ней приятно, удобно.

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»

Педагоги знакомят детей с разными способами питания (способы питания растительного, животного мира различны, объясняют, кто, чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т. п.). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

«Я — ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею грызть, есть что-то твёрдое. Мне это не вкусно. А я белочка. Я люблю грызть орехи, шишки. Я ем грибы и ягоды. Они очень вкусные».

Игра «Составь предложение». Надо составить предложение о действии каждого объекта. По сигналу произносите по одному предложению друг за другом. Победа в игре достанется тому, кто произносит своё предложение последним.

Сова сидит в дупле. Муравьи строят муравейник. В лесу отличная погода.

Можно предложить детям выход из затруднительной ситуации: а) Составлять предложение о нескольких объектах сразу. Например: Звери дружно живут в своём лесу. б) Составлять предложения и о неживых объектах. Лесная дорожка ведёт на полянку.

Игра «Речевые цепочки». Опять работаем «по цепочке». Предложения о самых разных объектах должны быть составлены по одному образцу (или правилу).

А) В каждом предложении обязательно должны быть два слова-действия, которые выполняет один и тот же объект. Например: Лиса спряталась за ёлочку и ждёт зайца. Белочка сидит и смотрит на птичку. Птица прилетела и принесла червячка. Бабочки кружатся и порхают. Ягодки висят и краснеют.

Б) В предложении должно быть слово-признак, которое относится к выбранному объекту. Например: На полянке растут съедобные грибы. На ёлочке висят большие шишки. Спелая земляника краснеет у дороги. На картине летний денёк. Хорошая погода.

В) В называемом предложении должно быть определённое количество слов, например, не менее четырёх (выполнение этого правила не покажется сложным, если одновременно с каждым названным словом игрок будет выкладывать на стол одну фишку или пуговку). Так он сможет контролировать количество слов в своём предложении. Игру можно проводить с кубиком, на гранях которого задано количество слов для нового предложения:

2 слова : Ёжики торопятся.

3- Вырос большой мухомор.

4 – Над лесом летают бабочки.

5 –Птица кормит птенцов на дереве.

6 – дружная ежиная семья торопится на ужин.

Игра «А что у вас?» Ведущий произносит предложение о действии любого объекта на картине. Птица держит в клюве червяка. Следующий игрок должен найти объект, который выполняет точно такое же действие: Дуб держит на ветвях гнездо. Земляника держит на тонких стебельках большие ягоды.

Игра «Потому что, потому». Первый игрок начинает предложение: «Ежи спешат, потому что …». Второй игрок должен закончить это предложение. Для этого игроку надо внимательно рассмотреть картинку, найти на картинке тех, о ком говорит ведущий, определить, почему так могло произойти, и закончить предложение. Например, вот так: Ежи спешат, потому что им далеко идти по

дорожке домой. Ежи спешат, потому что хотят собрать много грибов. Ежи спешат, потому что скоро пойдёт дождь. Игра развивает воображение. Она хороша тем, что каждый желающий может предложить свой вариант ответа, своё видение ситуации и её развития.

Игра «Небылицы» помогает развивать речевое творчество участников. Вдруг на картине появляется новый персонаж. Можно предложить детям пофантазировать, придумать рассказ о новом герое и событиях, связанных с его появлением.

(Появляется картинка «Колобок»). Вдруг на лесной дорожке появился колобок. Он попал на картину из сказки. Колобок встретил ежиную семью и попросил показать ему дорогу из леса в деревню к бабушке и дедушке. Он очень боялся встретить в лесу лису. Ёжики и Колобок вместе пошли по лесной дорожке.

Применение лингвистических игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР помогает провести изучение состояния словаря и связной речи воспитанников, делает эффективным практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка и развитие навыков связной речи. Процесс обучения в форме игры становится увлекательным. Мы наблюдаем положительную динамику, как в коррекции речевых нарушений, так и в психическом развитии. Опыт работы показывает, что именно широкое применение разнообразных словесных игр помогает эффективному решению основных коррекционных задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Список литературы:

Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с.

Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с.

Публикации по теме:

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной.

Консультация для родителей «Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи» Консультация для родителей «Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи» Цель: Знакомство.

Консультация для воспитателей «Использование логоритмических игр в работе с детьми с нарушениями речи» Движение, речь и музыка – основа логоритмических игр. Логоритмические игры способствуют преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

Фотоотчет «Крупотерапия в работе с детьми с нарушениями речи»Фотоотчет «Крупотерапия в работе с детьми с нарушениями речи» Детский возраст - это уникальная возможность положить начало формирования всесторонне развитой личности. Чтобы ребенок мог принимать и усваивать.

Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Лэпбук («lapbook» в переводе с анг. означает - наколенная книга) -это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками,.

Подгрупповая консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Роль самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи и не толькоРоль самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи и не только Ко мне в группу поступили дети 5-6 лет из психолого-медико-педагогической комиссии с тяжёлыми нарушениями речи, у большинства из них дизартрический.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи ТЕМА: "Глаголы прошедшего времени единственного числа" Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 23:51
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бычкова (УИ 916319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД