МААМ-картинки

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Татьяна Андрианова
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета – о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам восприятия (В. П. Зинченко, А. В. Запорожец и др., я остановилась на следующем определении понятия «восприятие».

Публикация «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия. Мы рассмотрим зрительное восприятие.

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им.

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Однако, в практике работы существует мнение, что занятия по обучению способам зрительного обследования следует проводить фронтально в отведённое в режиме дня время. Довольно часто такие упражнения носят малоинтересный и малоподвижный характер, что снижает их эффективность.

Остаётся только выделить наиболее эффективный вид деятельности, с помощью которого можно добиться максимального результата. Наибольший интерес к обучению способам зрительного обследования у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, т. к. она является ведущей в дошкольном возрасте.

Объект исследования – процесс развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Предмет исследования – дидактические игры и упражнения как эффективное средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Гипотеза – дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством развития зрительного восприятия при соблюдении специальных педагогических условий:

– системности проведения коррекционной работы;

– создание интереса к процессу обучения;

– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения;

– учёт зрительных возможностей детей с нарушениями зрения;

– подбор специальных дидактических игр и упражнений, а также адаптация игр;

– подбор специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия;

– учёт зрительных нагрузок.

Цель исследования – разработка системы дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.

3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.

4. Подобрать дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

5. Систематизировать дидактические игры и упражнения.

6. Определить наиболее эффективные специальные методы и приёмы руководства играми в системе коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста.

7. Проанализировать результаты коррекционной работы.

База исследования - исследование проводилось на базе МБОУ ЦО № 29 г. Тула (Приупская, 5а).

Апробация исследования - разработанная система дидактических игр и упражнений на развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения была апробирована в подготовительной группе Детского сада № 125 г. Тула.

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей со зрительным дефектом чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения. В связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05–0,1) и частично видящих (острота зрения 0,01–0,04). Среди детей, которые относятся к социальной категории слепых, 77% имеют резидуальное (остаточное) зрение. Компенсация нарушений зрительного восприятия у этих детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих.

Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов. Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияние слепоты и слабовидения на развитие познавательных процессов, что существенно ограничивало естественную социализацию детей.

Опыт исследований детей с нарушениями зрения показал, что у них характеристики состояния зрительной системы и восприятия могут различаться в широких пределах. Это зависит от структуры и тяжести первичного сенсорного дефекта, длительности депривации, состояния центральной нервной системы (ЦНС, соотношения уровней интеллектуального и эмоционального развития, личностных качеств, степени педагогической запущенности.

У большинства детей, направляемых в специальные учреждения, наблюдаются тяжелые органические поражения нейрозрительного аппарата. Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка. Взаимодействие органического фактора, связанного с первичным соматическим дефектом, и депривационного фактора определяет в каждом конкретном случае сложную клиническую картину заболевания зрительной системы, а также разнообразные отклонения от нормы свойств зрительного восприятия и других психических процессов.

В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров визуальной реабилитации для детей раннего возраста. В результате в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии. В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы, направленной на преодоление последствий депривации в дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Для научно обоснованного определения задач, содержания, объема и методов коррекционной работы требуются сведения о психологических особенностях восприятия при глубоких нарушениях зрения.

Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют еще более четко, чем у детей раннего возраста, сложность этой формы чувственного познания действительности.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребё нка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Итак, основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются : замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков, инактивность и константность восприятия.

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту, цвет, величину, форму, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.

Восприятие формы предметов.

Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных учёных по вопросам восприятия позволяют сделать заключение, что большинство из них выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны сильного. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут свойства, качества, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Всё это характеризует динамичность, статичность и мерность формы. Визуальное восприятие элементов и геометрических параметров формирует соответствующий образ о предметах. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера. Зрительная система должна быть способна выделять не только границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством глаз, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное восприятие формы предмета влияют: величина предмета, расстояние до глаз, освещённость, контраст между яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. (Ермаков В. П., Якунин Г. А. стр. 65).

Восприятие величины предметов.

Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от поля зрения ребёнка. Размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается, от уровня развития двигательных функций глаза. Для этого необходимо создавать условия, которые позволяли бы детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.

Восприятие цвета и контраста.

Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и долгое время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребёнка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объёмности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет, как объективное свойство форы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего, все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, жёлтые цвета ассоциируются с теплом; зелёные, голубые, синие, фиолетовые-с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребёнка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зелёный и голубой успокаивают.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, применение много красочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

Восприятие движения.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поля зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребё нок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями:

1. непосредственно воспринимая акт перемещения;

2. на основе умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов получается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.

Итак, перейдем к дидактическим играм. Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок усваивает представления об окружающем мире.

Организация сенсорного опыта слабовидящих детей, как мы уже писали, осуществляется в различных видах деятельностей: игре, труде, на занятиях и в повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательный интерес. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры могут активно способствовать овладению знаниями, навыками и умениями, так как в увлекательной форме усиливаются потенциальные познавательные возможности слабовидящего ребенка.

Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке.

Следует выделить возможность дидактической игры констатировать, чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего ребенка.

В процессе использования дидактических игр можно оценить эффективность средств обучения, сенсорного воспитания и повысить оптимальность воздействия на развитие сенсорных функций.

Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д.

Организация и проведение исследования.

С целью выявления эффективности использования дидактических игр и упражнений в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения, была запланирована и проведена специальная работа.

На первом этапе исследования (ноябрь 2017 г.) я изучила и проанализировала специальную литературу, проанализировала итоги тифлопедагогического обследования, проведенные в начале учебного года (это обследование цвета, форма, величины).

На втором этапе (декабрь 2017 г. – апрель 2018 г., создала соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, разработала и внедрила систему дидактических игр и упражнений по развитию зрительного восприятия. Так же следует отметить, что раздаточный материал делался с учетом зрительных нагрузок и рекомендаций медсестры-ортоптистки.

На третьем этапе (май 2018 г., провела повторную диагностику уровня развития зрительного восприятия с целью выявления эффективности работы.

При проведении занятий следует помнить, что не допускается зрительное переутомление, поэтому длительность каждого занятия не должна превышать 20 минут.

Исследование проводилось в подготовительной группе.

Уровень развития зрительного восприятия у детей следующий :

Восприятие цвета. Уровень выше нормы-10% (1 чел.) Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы – 30% (3 чел)

Восприятие формы. Уровень выше нормы - Уровень норма -30% (3 чел.) Уровень ниже нормы -70% (7 чел).

Восприятие величины. Уровень выше нормы - Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы – 40% (4 чел.)

Восприятие, воспроизведение сложной формы. Уровень выше нормы-10% (1чел.) Уровень норма -50% (5 чел.) Уровень ниже нормы - 40% (4 чел.)

Из результатов видно, что т. к. группа подготовительная, дети данной возрастной категории имеют достаточно хороший уровень развития зрительного восприятия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у некоторых детей (из-за сложного зрительного диагноза) зрительное восприятие в начале эксперимента не совсем чёткое, требует дальнейшего развития. Было выявлено, что дети путают величины, путаются в некоторых цветах, формах и т. д.

Мной была разработана и внедрена система дидактических игр и упражнений по формированию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Все дидактические игры и упражнения проводились с использованием специального дидактического материала : трафареты, изображения предметов с оконтуриванием, силуэтные и контурные изображения. Дидактический материал подбирался таким образом, чтобы изображения на картинках отражали реальный предмет, а не сказочный. Детям с низкой остротой зрения предлагались картинки более крупных размеров, с усиленным контуром, что соответствует зрительной нагрузке, рекомендованной врачом-офтальмологом. Силуэтные изображения предлагались на контрастном фоне. Цветные изображения предметов подбирались с яркими, контрастными цветами для лучшего зрительного восприятия. Часто при проведении дидактических упражнений использовался фломастер, т. к. он оставляет более чёткий след, чем карандаш, что также благоприятно для зрительного восприятия.

В мае 2018г. мной была повторно проведена диагностика у данной возрастной категории. Представленные ниже данные позволяют судить об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

Уровень развития зрительного восприятия у детей (в конце учебного года) :

Восприятие цвета. Уровень выше нормы-20% (2 чел.) Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы – 20% (2 чел)

Восприятие формы. Уровень выше нормы - Уровень норма -70% (7 чел.) Уровень ниже нормы -30% (3 чел).

Восприятие величины. Уровень выше нормы - Уровень норма -80% (8 чел.) Уровень ниже нормы – 20% (2 чел.)

Восприятие, воспроизведение сложной формы. Уровень выше нормы-20% (2чел.) Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы - 20% (2 чел.)

В заключении хотелось бы отметить, что развитие зрительного восприятия можно осуществлять с помощью различных средств обучения: наблюдений на прогулке, трудовой деятельности, в бытовой деятельности, на занятиях и т. д.

Результаты проведенной работы показали, что дидактические игры и упражнения являются наиболее эффективным средством, с помощью которых дошкольники с нарушениями зрения учатся познавать окружающий мир. Это очень важно для адаптации детей в обществе зрячих людей.

В ходе проведенной работы нашло подтверждение предположение о том, что дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения, при соблюдении специальных педагогических условий:

- системности проведения коррекционной работы;

- создание интереса к процессу обучения;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения;

- учёт зрительных нагрузок;

- учёт зрительных возможностей детей с нарушениями зрения;

- поэтапности обучения;

- подбор специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства развития зрительного восприятия, как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира детей с нарушением зрения. Можно рекомендовать шире использовать дидактические игры и упражнения в системе коррекционной работы по развитию зрительного восприятия с детьми, имеющими различные нарушения зрения.

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения». Какова необходимость.

Дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Снеговик и Солнышко» Цель: Развивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета» Материал: изображение.

Коррекционное занятие по разделу «Развитие зрительного восприятия» в средней группе для детей с нарушением зрения «Овощи» Тема: «Овощи» Форма проведения: подгрупповая (4 чел.) Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить.

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Учитель-дефектолог.

Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребёнка - это формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования В процессе конструирования дошкольники, как с нормальным, так и с нарушением зрения приобретают сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное.

Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Высшая форма чистого мышления заключается в математике» Платон. «Система работы: развитие элементарных математических представлений у.

Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Опубликовано: 21 августа 2018 в 15:16
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Андрианова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД