Татьяна Сердюкова
Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры речи - это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Представленные игры помогут детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению. По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.
Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии, то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и. т. п.).
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические, способности ребенка будут развиваться успешнее.
Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, загадки, потешки, стихи.
«Найди звук»
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
- Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»?
- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
- Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р», «РЬ, «Л», «ЛЬ».
«Картина — корзина»
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
- Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)
- Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина», «лягушка», «ракета», «вертолет», «береза».
- Что делает лягушка, ракета, картина?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
«Едем, летим, плывем»
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.
- Назови все предметы одним словом.
- Скажи, сколько слогов в этих словах? Какой звук встречается во всех этих словах? - Составь предложение с любым словом.
- Скажи, что летает? Что едет? Что плывет?
- Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С, А—С, С—Т, В—Т, Т—И.
Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло», широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
«Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
- Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого?
- Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем?
- Что означают слова. «мяч», «кукла», «ручка»?
- У меня в руке. ручка. Что ею делают? У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? А что обозначает слово «ручка?
- Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим» :
Ложка — это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.
Кошка — это кошка. Я повторяю снова —
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет —
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.
Шапка — это шапка. И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
- Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья, к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются, к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий, дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста.
Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит, дети осознают оттенки значений глаголов.
«Скажи, какое»
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
- Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
- Послушай стихотворение М. Щеловановой «Утро» :
Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
— Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,
Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце
И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.
- О чем говорится в этом стихотворении? Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. Что еще может быть хмурым? Что может быть солнечным?
- Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому?
- А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
«Придумай рассказ»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
- Закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка.
Пластилин мягкий, а камень.
2. Ручей мелкий, а речка.
Ягоды смородины мелкие, а клубники.
3. Кашу варят густую, а суп.
Лес густой, а иногда.
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду.
Покупаем картофель сырой, а едим.
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал.
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой.
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет.
- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
- Как сказать по-другому: злая зима; колючий ветер; легкий ветерок; золотые руки; золотые волосы?
- Где ты встречал выражение «злая зима»? К кому относится слово «злая»?
- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? Медвежата, где вы были?».
- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).
Игры и упражнения разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова).
Отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников : «Придумай слово» (М. : Просвещение, 1996, «Занятия по развитию речи в детском саду» (М. : Совершенство, 1998, «Знакомим дошкольников с литературой» (М. : Сфера, 1998).