Колесникова Ирина Богдановна
«Зимняя прогулка». Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
Колесникова Ирина Богдановна
учитель-логопед
Тема: «Зимняя прогулка»
Тип ОД: бинарное, интегрированное
Цель: углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года. Развивать связную речи, совершенствовать грамматический строй речи. Создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.
Обучающие:- систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года совершенствовать умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования (тычком, ватными палочками, поролоновыми губками)
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, подвижность мимико-артикуляционных мышц, четкость артикуляционных позиций губ и языка; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; - развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, способность видеть красоту окружающего мира; активизировать словарь детей по теме «Зима», усидчивость, интерес детей к творчеству, умение самостоятельно создавать художественную композицию.
Воспитательные:- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение выполнять правильно задания воспитателя, учителя-логопеда.
Оборудование для детей: дидактические игры по теме «Зима», д/игра по худ. эстетическому развитию «Собери пейзаж», картинки для составления предложений, зеркала для артикуляционной гимнастики, разрезные снежинки, снежинки для дыхательной гимнастики, мешочки с крахмалом; репродукции картин «Зимняя ночь». Для худ. деятельности: вода, краски, поролоновые тычки, ватные палочки, губки, салфетки, листы бумаги.
Ход
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне, присаживайтесь в кружок, посмотрите какая волшебная свеча у меня в руках:
Это свеча не просто свеча,
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте ее с горяча,
Она нам во всем помогает.
Свечка поможет отправится нам
В волшебную сказку по временам,
Она как волшебный ковер самолет
Хоть в лето, хоть в зиму перенесет.
Гори, гори ясно,чтобы не погасла,
Чтобы яркий свет несла, помогала и вела.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите узнать куда? Для этого нужно отгадать загадку:
Запорошила дорожки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель. Да, ребята, я предлагаю вам отправиться в зимнее путешествие. Давайте закроем глаза и подумаем о самом добром и хорошем и вместе произнесем «волшебные» слова : «Свечка волшебная ярче гори в зимнюю сказку нас унеси»
- Вот мы и очутились в гостях у зимы.
Логопед обращает внимание детей на снежинки, которые лежат на елке.
Логопед. Ребята, возьмите в руки по снежинке, посмотрите какие они необычные, что вы видите на них? (зеркала). Давайте вместе с вами сделаем зимнюю артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
«Сосулька»: Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»). Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
«Горка для спуска»: Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
«Саночки»: Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
«Ураганный ветер»: Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Фонетическая зарядка
Логопед. Ребята давайте расскажем чистоговорки про Зимушку
Ра-ра-ра- начинается игра
Са-са-са – ждут в пути нас чудеса
Жу-жу-жу – дружбой очень дорожу
Ма-ма-ма- в гости к нам пришла зима.
Мелодикломация
Воспитатель. Послушайте, как А. С. Пушкин описывал зиму.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель. В какое время суток можно увидеть такую замечательную картину? (Днём).
- Почему вы так думаете? (на солнце блестит снег, небеса голубые - это бывает только днём).
(На мольберте прикреплены репродукции картин из серии "Зимняя ночь").
Воспитатель. Как вы думаете, подходит ли это стихотворение к этим картинам? (нет) Почему?
- Какое время суток изображено на картинах? (ночь)
- Докажите мне, что это ночь (светит луна, темно.)
- Какого цвета снег на этих картинах? (Тёмно - синий, фиолетовый, чёрный, серый)
- Как вы думаете в какое время суток падает снег?
- Правильно, снег может идти и днём, и ночью, и утром, и вечером, и даже круглосуточно.
- А как это - круглосуточно? Что означает это слово?
- Круглосуточно - это и утром, и днём, и вечером, и ночью, не переставая. Давайтеповторим вместе это слово – круглосуточно.
Дыхательная гимнастика
Логопед. Хотите, мы с вами устроим снегопад, подставляйте ладошки. Сейчас мы с вами заставим наши сказочные снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Дидактическая игра «Без чего не бывает зимы?»
Логопед. Ребята, посмотрите, какие картинки разложены у нас на пути. Нам нужно рассмотреть эти картинки и ответить на вопрос: «Без чего не бывает зимы?»
(Дети составляют предложения с помощью разложенных картинок, но есть и не зимние картинки: Зимы не бывает без… снега, мороза, холода, катания на санях, снеговика, дедушки мороза и т. д)
Физминутка с элементами самомассажа
Мы погреемся немножко
Мы похлопаем в ладоши
Ножки тоже мы погреем
Мы потопаем скорее
Рукавички мы надели
Не боимся мы метели
Вот снежинки вниз летят
На дома и на ребят
Мы на улицу пойдем
И в снежки играть начнем
Дидактическая игра «Зима какая?»
(дети передают по кругу снежок и подбирают прилагательные отвечая на вопросы: какой? какая)
Воспитатель. А как называется жанр живописи изображающий природу? (пейзаж). Молодцы ребята!
Дидактическая игра «Собери зимний пейзаж»
(дети из предложенных предметных картинок выкладывают на бумаге зимний пейзаж, выбирают только те картинки, которые относятся к зиме)
Опыт «Хруст снега»
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему снег хрустит? Снег – это маленький, замерзший кристаллик воды, когда мы наступаем на снег «кристаллик» - ломается, трескается и этот звук слышится нам как хруст или скрип. Давайте послушаем хруст снега вместе (раздаю детям мешочки с крахмалом).
Игра «Собери снежинку»(игра в парах)
Воспитатель. А вот и разломанные снежинки, посмотрите, наверное, на них кто-то наступил. Нужно из половинок собрать снежинку (дети по парам собирают снежинки).
Воспитатель. Нам пора возвращаться обратно, давайте произнесем «волшебные» слова вместе: «Свечка волшебная ярче гори, назад в детский сад нас перенеси».
Воспитатель. А сейчас, кто мне напомнит, куда сегодня было наше путешествие? Что вы видели в зимнем лесу? А давайте на память о нашем путешествии нарисуем картины. Расскажите, кто, что будет рисовать.
Самостоятельная художественная деятельность детей
Воспитатель. Ребята, сегодня рисовать мы будем поролоновыми тычками, ватными палочками и губками. Расскажите, что можно нарисовать ватными палочками, правильно снег, а тычками – деревья, сугробы, а губками – небо, облака, сугробы. (воспитатель напоминает детям как правильно пользоваться худ. инструментами, показывает на образце приемы рисования)
Рефлексия. Выставка детских работ
Воспитатель. Где мы сегодня были? О каком времени года мы сегодня говорили? Каким способом мы рисовали зимний лес? Что было для вас интересного?
Литература:
1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
2. Подготовка к обучению грамоте. 6-7 лет: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста : Методические рекомендации / Авт. -сост. Савченко М. В., Сипачева Е. В., Котова Л. Н., Бридько Г. Ф. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
3. Дидактические игры с перфокартами :https://docviewer.yandex.ua/view/
4. Сборник стихотворений Сергея Есенина.
5. Интернет ресурсы.