Раиля Муратова
Творческий отчёт воспитателя «Сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз:
Сначала любить, а потом учить!
Педагогическое кредо:
Играя - учимся, учимся - играя!
Почему я выбрала эту профессию?
Свою профессию я выбрала по велению сердца. Будучи ребенком, просто обожала играть в «Учителя». А став взрослой, поняла, как это замечательно - быть волшебником, который сопровождает детей по пути в мир взрослых, учит их всему доброму и прекрасному, что умеет делать сам! Воспитание кропотливый процесс, требующий от взрослого умения понимать детей, учитывать их особенности и избирательно использовать педагогические методы. Все мы хотим видеть своих детей счастливыми – сейчас и в будущем, когда они вырастут, хотим, чтобы с лица ребенка не сходила улыбка. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, я стремлюсь сделать счастливым детство каждого ребенка. Поэтому я в своей работе всегда руководствуюсь словами. Василия Александровича Сухомлинского: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце».
Своими достижениями в работе считаю: стремление понять, почувствовать каждого ребенка, достичь с ним полного взаимопонимания и доверия, обрести понимание того, что дети тебя любят, с радостью перенимают твой опыт, просто рады видеть тебя. Ведь ни в одной профессии не увидишь такого восторга просто от того, что ты пришла! И в это время испытываешь радость, что ты завоевала доверие детей, которое позволяет творить что–то новое, неповторимое и удивительное.
В моей педагогической деятельности есть принципы, которые можно назвать формулой моего успеха!
В своей работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:
- обеспечение эмоционального благополучия;
-формирование самостоятельности, инициативности и ответственности;
-равенство и сотрудничество;
- уважать мнение каждого ребенка;
-не поучать, а научить;
-каждый ребенок - индивидуальность!
Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного развития и обучения грамоте. Для развития речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
Сказки могут в полной мере использоваться для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром; сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества.
Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг.
Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки.
Одним из действенных средств развития речи является сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям ребенка.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
В сказке всё возможно.
Стоит только захотеть.
Опираясь на результаты индивидуальных опросов родителей, я пришла к выводу, что в семье взрослые мало читают детям сказки. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, они насыщаются ненужной информацией, от того становятся неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что дети плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.
На начальном этапе я провела диагностику по областям, и итог оказался плачевным именно в речевом развитии.
Где средний показатель составил 1,8 балла, что соответствовало низкому уровню развития. Многие дети не могли пересказать сюжет литературного произведения, не могли рассказать о содержании сюжетных картинок, не проявляли эмоциональную заинтересованность, не определяли звуки в словах, не употребляли слова – антонимы, не поддерживали беседу.
Поэтому, в работе для повышения уровня коррекции речевых нарушений у детей я решила использовать работу со сказкой, мною была выбрана тема для самообразования «Сказка, как средство речи у детей дошкольного возраста» для повышения уровня. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Почему чтение сказок для детей намного полезнее, чем просмотр мультфильмов? Ведь волшебное повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в отличие от последнего, сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. Через сказки ребёнок развивает свою речь. Эти наблюдения обусловили выбор моей методической темы.
Поставила цель:
Создание условий для развития речевой активности детей дошкольного возраста посредством сказки.
Задачи:
1. Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения.
2. Обогащать лексический запас детей новыми словами и словосочетаниями.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.
4. Формировать устойчивый интерес к сказкам, используя методику мнемотехники.
5. Формировать умение разыгрывать знакомые сказки, передавая характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи.
Принципы:
В своей работе я считаю уместным использование следующих принципов:
Систематичность и последовательность (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе)
Доступность (объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей)
Наглядность позволяет дать детям живой красочный образ, обеспечивает прочное запоминание.
В работе использую такие формы работы со сказкой как:
• Пересказ
• Сочинение сказочных историй
• Придумывание своего окончания
• Добавление нового героя
• Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.
• Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
• Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
• Словесное рисование иллюстраций… и т. д.
Методы и приемы:
Одним из главных методов в работе по развитию речи у детей является:
Наглядный метод.
С этой целью я детям предлагаю в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, мнемотаблицы. Использование мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчают детям процесс овладения грамотной, выстроенной речи. Кроме того, наличие зрительного плана - схемы делают сказки четкими, связными и последовательными.
Словесный метод – обучаю пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т. д.) и устному сочинению по воображению.
Игровой метод в развитии связной речи занимает большое место. К ним относится дидактические, развивающие, пальчиковые игры, а также игровые упражнения.
Литературные викторины провожу, как итоговые мероприятия или развлечения.
Мною была разработана система педагогических мероприятий по формированию языковой компетенции, включающая четыре этапа, при которой воздействие на процесс осуществлялось последовательно в доступной и интересной детям форме.
• Организационно-подготовительный.
• Мотивационно-диагностический.
• Деятельностный.
• Рефлексивный.
В процессе организационно-подготовительного этапа организовала соответствующую предметно-развивающую и естественную речевую среду, способствующую развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы со сказками. Я создала «Уголок сказки», в котором дети чувствуют себя в мире сказочных образов. Там же разместила сказки с яркими иллюстрациями.
Мотивационно-диагностический этап. На втором этапе обучения целью являлось воспитание у детей устойчивой потребности в общении со сказкой; постижение ребенком выразительности, точности и красоты речи, а так же насыщение ее речевыми оборотами и образными выражениями, введение в связную речь языковых средств, для самостоятельного творчества детей.
Деятельный этап обучения. Целью данного этапа стало развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения. Началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета сказки. Подобную схему можно составить к любому сказочному сюжету. Эту схему дети с удовольствием наполняли своим содержанием.
Особое внимание я уделяла умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку, т. е. искусству драматизировать. Параллельно вместе со мной дети готовили реквизиты для драматизации сказки.
Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление. Большой интерес дошкольников и их родителей вызвало проведенное нами праздничное развлечение «Знаешь ли ты сказки?», целью которого было закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, об особенностях сказочного жанра, развитие интонационной выразительности речи.
В свободную деятельность включала:
-изготовление книжек-малышек по сказкам;
-лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх;
-выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки;
-аппликация из бумаги любимых героев сказки.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в группе предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому я создала все условия, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была доступна для детей
Зона выбора и самоопределения. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей. Это пристенные шкафы-накопители, которые представляют тот или иной центр детской деятельности: интеллектуальный, конструктивный, центр экспериментирования; социально-эмоциональный; художественно- продуктивный; игровой; двигательный; речевой, библиотека; уголок дежурств; уголок природы.
К созданию предметно-пространственной среды в группе всегда стараюсь подходить творчески. В своей группе я пытаюсь создать условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.
В уголке сказки я разместила: кукольный театр «Бибабо» по сказке «Волк и семеро козлят», «Киндер-театр» коллекция сказочных персонажей, театр на пальцах «Ножки-топотушки» по сказкам «Теремок» и «Репка», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», вязаный театр «Теремок», «Колобок», кукольный 3Д театр «Морозко», кукольный театр «Репка» и «Три поросенка», маски сказочных героев. Подбирая персонажей для этих театров, я выбираю яркие, красивые, чтобы они оказывали на детей эстетическое влияние, развивали их вкус, воспитывали в них чувство прекрасного.
В свободное время дети рассматривают знакомые книжки, вспоминают их содержание и у них возникает желание поиграть в сказку.
В ходе работы над темой осуществляла:
подборку методической литературы и художественных произведений жанр сказка;
разработала программу факультатива по развитию речи «Играем в сказку»;
подготовила методические материалы по теме (мною были разработаны конспекты занятий ООД, конспекты утреннего, вечернего круга, гимнастики, картотеки игр, сценарии праздников и развлечений, консультации для педагогов и родителей т. д).
Разработала перспективный годовой план для работы над развитием речи посредством сказки, придерживаясь лексических тем и возрастных особенностей.
В своей работе использую разработанные мной авторские пособия, дидактические и развивающие игры, оригинальные средства обучения и воспитания.
Пополнила и создала комплект следующих игр:
1. Куб на липучках «Русские народные сказки» - пособие состоит из куба с 6-ю гранями последующих сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят». Герои сказок съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек.
2. Мнемотаблицы по следующим сказкам: «Петушок золотой гребешок», «Три поросенка», «Лисичка со скалкой», «Под грибом», «По щучьему веленью», «Царевна и лягушка», «Волк и семеро козлят», «Руковичка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Три медведя», «Бычок – смоляной бочок», «Зимовье детей», «Петушок и два мышонка», «О глупом мышонке», «У лукоморья дуб зеленый», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Лисичка-сестричка и серый волк».
3. Круг Луллия «Найди тень» (крутим нижний диск и находим соответствующий тень сказочного персонажа и называем сказку).
4. Настольно-печатная игра Парные картинки «Лото» (упражнять детей в сравнивании предметов, изображаемых на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений)
5. Словесно-дидактическая игра «Сравни зверят» (учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки).
6. Словесно-дидактическая игра «Вершки корешки» (старший дошкольный возраст, упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
7. Словесно-дидактическая игра «Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление).
8. Дидактическая игра по сказкам «Положительные и отрицательные герои сказок» (закрепить умение детей находить героев сказки по характеру).
9. Дидактическая игра по сказкам «Найди лишнее» (закрепить умение детей находить лишнего персонажа сказки).
10. Дидактическая игра по сказкам «Помоги герою найти свою сказку» (дети сопоставляют каждому сюжету своего сказочного героя).
11. Дидактическая игра по художественной литературе «Узнай и назови героя сказки» (закрепляет умение из частей собирать целое, узнавать и называть сказку и ее героя).
12. Магнитный конструктор «Русские сказки» (магнитные элементы можно прикреплять к любым металлическим поверхностям).
13. Игровой коврик из фетра «Русские сказки» (мотивирует придумывать продолжение сказки о приключениях героев)
14. Кубики-пазл «Собери сказку» (состоит из 4-х кубиков шестью гранями по сказкам «Дюймовочка», «Айболит», «Буратино», «Красная шапочка», «Незнайка», «Баба Яга».
15. Нейроигра Крутилка «Сказки» (ребенок одновременно использует обе кисти рук, вращая два диска, находит сказочного персонажа и предмет, который принадлежит той или иной сказке); «Собери сказку» (активная игра, тарелочка с резинкой, где игроки делятся на две команды и собирают сказку).
16. Развивающая игра «Расскажи стих» (физическая активность и тренировка памяти, игрок надевает браслет или прикрепляет, бросает и ловит мяч и читает стихотворение).
17. Оформила картотеку пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста (по лексическим темам).
18. Создала лэпбук «Любимые сказки», по развитию речи «Учусь говорить правильно» (папка-раскладушка, состоящая из 4-х страниц, включает: упражнения для дыхательной гимнастики, артикуляционную гимнастику, словесные игры, игры по развитию звуковой культуры речи, картины для составления описательных рассказов, упражнения с какого звука начинаются слова.
19. Также использую игровой комплект «Коврограф МиниЛарчик» Воскобовича (мотивирует придумывать продолжение сказки о приключениях героев; побуждает детей построить для главных героев сказки дома из разноцветных веревочек, квадратиков и. др. По данному пособию составлено более 50 игровых ситуаций в различных образовательных областях: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Работа с педагогами.
Свой опыт делила с педагогами:
провела консультацию «Роль сказки в познавательно-речевом развитии дошкольников», «Использование пальчиковой гимнастики, как средство речевого развития у детей младшего дошкольного возраста».
На педагогическом совете выступила с докладом «Наглядное моделирование или мнемотехника для развития речи», с проектом: «В гостях у сказки».
Во время взаимопосещений мною было проведено открытое занятие по речевому развитию на тему:
«Путешествие по сказке «Колобок» для детей младшей группы,
по познавательному развитию «Краденое солнце» для детей средней группы,
провела открытый просмотр по факультативу «Играем в сказку» инсценировка сказки «Репка» для детей старшей группы.
На протяжении своей работы применяю современные информационно-коммуникативные технологии.
Благодаря использованию технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным, результативным, эффективным, проектируемым, современным и воспроизводимым.
Я считаю, что внедрение информационно – компьютерных технологий в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.
Совместная работа с родителями.
В совместной деятельности с родителями применяю различные формы и методы работы.
- беседы,
- анкетирования,
- консультации,
- родительские собрания,
- совместные досуги, праздники.
Реализация деятельности осуществляется по плану работы с родителями.
Мною был разработан проект по взаимодействию с родителями «В гостях у сказки», что позволило родителям узнать о воспитании и развитии ребенка в ДОУ. В родительский чат скидывала видеоролики с драматизацией сказок, видеофрагменты занятий с участием детей.
Всю информацию наглядно размещала в папках-передвижках, в которых родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями, как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.
В своей работе применяю также такую форму деятельности как «Почта доверия», где родители с удовольствием делятся со мной своими переживаниями, задают вопросы, решают проблемы. Родителями оказана благотворительная помощь в приобретении развивающих игр, игрушек и дидактических пособий.
Мною было проведено онлайн-анкетирование родителей на тему «Читаете ли Вы своим детям сказки?», «Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после её изложения?», «Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?». По итогам онлайн-анкетирования были выявлены следующие проблемы;
• читаем сказки – 15 %;
• обсуждаем сюжет – 12%;
• не читаем совсем -33%.
Учитывая проблемы отсутствия времени некоторых родителей, после онлайн-опроса я провела ряд консультаций для родителей, в родительском чате:
-«Ребёнок в семье и детском саду»,
- «Книга в жизни вашего ребенка»,
- «Речевое развитие дошкольников посредством сказки»,
- «О роли родителей в развитии речи ребенка» (беседа).
В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Не менее эффективным методом совместной работы с родителями являются творческие задания. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Организовала выставку рисунков на тему «Герой любимой сказки», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку.
Я участвовала в творческом конкурсе сказочных костюмов и атрибутов, где заняли первое место, представили сказку «По щучьему велению» изготовили поделку щуку мягкую игрушку совместно с родителями.
Организовала и провела утренник на 8 марта по мотивам сказки «Муха-Цокотуха». Для мам были приготовлены подарки детьми старших групп совместно с педагогами, где мамам очень понравились подарки сделанными руками детей.
Я чётко убеждена, что процесс развития речи у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок. Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. Многие родители приносили книги их детства.
Таким образом, работу по развитию речи у дошкольников по средствам сказки провожу совместно с родителями, что благотворно сказывается как на детях, так и на их родителях.
Результаты проделанной работы
Благодаря систематической работе по речевому развитию посредством сказок у детей стал богаче словарь, дети используют в речи разные типы предложений, самостоятельно могут пересказать небольшой рассказ, более подробно описывают действия и состояния персонажей.
Дети научились говорить, понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя, дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль, произошло взаимопонимание.
Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Я каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий, обновляю знания, изучаю новые результативные методики и технологии, знакомлюсь с актуальными рекомендациями экспертов в области дошкольной педагогики.
Повышаю курсы повышения квалификации.
Свой педагогический опыт работы, размещаю на образовательных площадках
http://www.maam.ru/;
http://nsportal.ru,
https://infolesson.ru.
Веду страницы детского сада в социальных сетях www.instagram.com, https://vk.com.
Положительным результатом своей работы считаю участие детей в различных конкурсах: мои воспитанники являются участниками и дипломантами различных всероссийских, Международных и в городских конкурсах.
Участвую в профессиональных конкурсах педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии.
Регулярно делюсь своим накопленным опытом работы по данной теме с другими педагогами путем трансляции через средства массовой информации. Доказательством этого являются свидетельства о публикации, сертификаты и дипломы участника конкурсов, дипломы победителя.
Заключение
Я, считаю, что работа по сказке дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение других ребят и прислушиваться к нему, учатся ставить себя на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стают более раскованы, они свободно вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится более выразительной. Возможности работы по сказке уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являющих неисчерпаемым источником развития детской речи.
На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.
Дальнейшая моя работа:
На следующий год планирую работать по теме «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста».
Использованная литература:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
3. Художественное творчеств: комплексные занятия. / О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
4. Развитие речи в детском саду В. В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.
5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.
6. Наглядно-дидатические пособия: Серия «Играем в сказку» Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (2-7 лет).
7. Журналы «Дошкольное воспитание»:
8. И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 - № 5 2005 год;
9. Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;
10. Интернет-ресурсы.