екатерина прокопенко
Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.
Публикация «Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Это высказывание актуально во все времена и особо важным является на этапе дошкольного воспитания. Природа – вечно живой и обновляющийся источник изобразительного, литературного, музыкального творчества. Одно из главных мест занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и гармоничной
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Стремление ребёнка передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о ней, её объектах и явлениях. Вместе с этим расширяется содержание детского творчества образами природы, появляются новые темы. В процессах познания природы и её изображения у дошкольников развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, положительное эмоциональное отношение к окружающему и к изобразительной деятельности.
Гармоничные отношения человека с природой включают в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности служат решению этой задачи. Важным условием развития изобразительного творчества старшего дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и имеет широкие возможности для развития творческих способностей. Экологическое воспитание детей направлено и на формирование у них творческого интереса к природе. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.
Задачи развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой:
· обогащать представления воспитанников об окружающем мире;
· развивать замысла и технических умений у детей;
· знакомить старших дошкольников с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.
Педагоги, изучающие детское творчество (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) отмечают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение его изобразить встречается ими с радостью. Вот пришла золотая осень. В воздухе кружатся и легко опускаются на землю разноцветные листья. Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать их с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей. Со многими из них дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки.
Работу по развитию изобразительного творчества при ознакомлении с природой старших дошкольников рационально проводить в три этапа:
• I этап: накопление непосредственных впечатлений о природе;
• II этап: овладение техникой, развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности;
• III этап: творческий.
Перед началом первого этапа необходимо организовать соответствующую развивающую предметно - пространственную образовательную среду.
Создать в группе уголок художественно-эстетического развития, в нём разместить различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина, трафареты животных, предметов, овощей и фруктов. Всё это должно быть доступно для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Можно добавить следующие материалы: уголь, манку, рис, макароны. Дети заинтересовываются новым материалом и активно его используют (рисуют на манке). Предложить дидактические игры по ознакомлению с объектами природы, пейзажем, схемы поэтапного рисования объектов природы.
Задачи первого этапа работы.
• Расширять представление старших дошкольников о природе.
• Знакомить с характерными отличительными чертами растений, животных.
• Воспитывать интерес и положительное эмоциональное отношение к природе.
• Создавать условия для возникновения потребностей воспитанников к самостоятельной художественной деятельности, замечать красоту, необычность природы.
На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство - метод наблюдения. Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений. С этой целью можно организовывать различные тематические прогулки, экскурсии (в сквер, за территорию детского сада, на огород). Наблюдение за сезонными изменениями в природе обогащают речь и впечатления детей.
Педагог обращает внимание детей на красоту живой и неживой природы. Какие краски неба, земли? Какие сказочные, необыкновенные деревья? Умение видеть красоту, вглядываться в природу, наслаждаться, любоваться ею – это важно для развития детского творчества.
Итог наблюдений и экскурсий - изображение природных явлений на бумаге, развитие речи детей, их образности, эмоциональности. Старшие дошкольники составляют рассказы о природе, пробуют сочинить стихи, загадки о природе. Из детских творений можно составить книгу детских рисунков и высказываний о природе.
Второй этап включает в себя серию занятий, объединённых единой тематикой.
В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляют знания, полученные на этапе ознакомления с предметами природы; учатся новым способам работы с изобразительными материалами, с которыми познакомились в развивающей предметно – пространственной образовательной среде группы. Полученные умения побуждают дошкольников самостоятельно применять полученные навыки. Знакомство на занятиях по изобразительной деятельности с нетрадиционной техникой: рисование свечой, кляксография, по сырому фону, монотипия, уголь, пастель, восковые мелки, использование риса, манку и других круп в пластилиновых картинах.
Третий этап – развитие творческих способностей у детей при организации творческих занятий.
Задачи этапа:
· содействовать развитию творческих замыслов;
· развивать умение воспитанников замечать выразительность и своеобразие работ, зависимость выразительного образа от способов изображения.
Старшие дошкольники способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в творчестве. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Особенно эффективны для развития инициативы занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Можно предложить им вспомнить экскурсии, походы, путешествия с родителями, любимые сказки, песенки, стихи и выбрать по ним тему. Однако легко найти тему, гораздо труднее представить себе конкретное содержание рисунка. Решение этой задачи более ценно для развития творчества ребенка. Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Дети сами выбирают лучшие работы для того, чтобы поместить их на постоянной выставке для родителей. Развитие творчества детей имеет особую значимость для дошкольников, так как оно благоприятно для развития образного мышления и воображения. Наибольший потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности.
Результатом накопления впечатлений о природе и знакомство с нестандартными материалами, повышается уровень технических навыков, появляются оригинальные, непохожие на другие работы. Зарождается интерес к работам своих сверстников. Создание данных условий способствует не только развитию творческих способностей, но и формируют их самосознание, то есть осознание ребенком себя, как субъекта деятельности.