Мария Мингазова
Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ
В данной статье исследовано развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно–двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ» размещена в разделах
На сегодняшний день нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова).
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны обязанности педагога «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья» 6, являются обязательными для каждого педагога нашей страны.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современного образования. Затруднение в качественном образовании являются ограничения связанные с социальным неравенством между детьми (инвалидов). Повышается роль инклюзивного образования, появляется возможность сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья (более благоприятные условия для их социальной адаптации).
На сегодняшний день нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова).
Моторные центры пальцев отвечают за моторные центры речи (находящиеся в коре головного мозга, соответственно развивая мелкую моторику рук, мы развиваем речь. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, соответственно связанная речь.
Начинать развивать мелкую моторику необходимо с раннего детства. Можно делать гимнастику с кистями рук, воздействуя тем самым на активные точки. В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
На основе анализа научно методической литературы составлен комплекс методик, направленный на выявление уровня или степени развития мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями.
Это методики:
Методика «Змейка» (Определение уровня развития координации движений кисти рук детей) Н. О. Озерецкий. По данной методике был выявлен высокий уровень у 4–х (30,7%)из 13; выше среднего наблюдался у 3-х(23,07%) из 13; средний уровень у 4-х (30,7%) из 13; 2-х (15,38%)из 13 ниже среднего; 1-го (7,69%) из 13 низкий уровень.
Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования;
Методика «Лабиринт» (Определение уровня развития динамической координации рук детей) Н. О. Озерецкий. По данной методике было выявлено 4 (30,7%)детей из 13 вышли за пределы лабиринта; 5 (38,46%)человека из 13отрывали руки от бумаги при рисовании линий; 4 (30,7%) из 13 нарушали изгиб лабиринтов при их повторении. Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков)
Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования;
Методика «Вырезывание круга» (Выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук) Н. О. Озерецкий. По данной методике 4 (30,7%)человека из 13 справились с заданием хорошо, при вырезывании круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании); 3 (23,06%)человек из 13 удовлетворительно вырезали круг линия разреза не выходит, но касается ограничительных линий и выглядит не округлой, а ломанной (имеются углы при разрезании); 6 (46,15%) детей из 13 справились с заданием плохо: не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно; линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз;
Методика «Скатай шарик» (Определить уровень развития скоростно-силовых способностей пальцев рук) Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич. По данной методике 4 (30,7%) человека из 13 справились с заданием, остальные воспользовались помощью второй руки.
Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования;
Тест «Штриховка» (Определение соразмеренности движений руки и глаза детей среднего дошкольного возраста) М. Безруких. По данной методике было выявлено 5 (38,46%) детей из 13 с высоким уровнем — штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры; 6 детей со средним уровнем — штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий; 2-е (15,38%) детей из 13 с низким уровнем — штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования.
Методика «Змейка» (Определение уровня развития координации движений кисти рук детей) Н. О. Озерецкий. По данной методике был выявлен высокий уровень у 4–х (30,7%)из 13; выше среднего наблюдался у 3-х(23,07%) из 13; средний уровень у 4-х (30,7%) из 13; 2-х (15,38%)из 13 ниже среднего; у 1-го (7,69%) из 13 низкий уровень.
Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования.
Таким образом педагогу работающему с ребенком имеющим отставание в развитии мелкой моторики необходимо своевременное определение уровня его готовности, мы считаем, что подобранные нами методики помогут определить уровень его развития мелкой моторики на начале развития и в процессе его обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-s-dcp.html/ ( дата обращения: 15.09.16).
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Издательство ЭКСМО, 2007. – 320 с.
3. Сухомлинский Василий Александрович, цитаты. Режим доступа:https://www.ugomon.ru/publ/17-1-0-15.
4. Крыжановская Л. М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 584 с.
5. Антакова - Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. - М. : 2004.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/70291362/#ixzz3njfYTCpX/