Ирина Кукленко
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования показали, что существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, т. е. взаимосвязь развития речи и двигательным развитием ребенка, особенно тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
У детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени недостаточность и отклонения в развитии тонких движений рук. Даже легкое нарушение двигательной сферы без специальной корректирующей работы приводит к недоразвитию сложных движений и ребенок испытывает серьезные затруднения в рисовании, лепке, аппликации. Изменение мышечного тонуса приводит к снижению работоспособности мышц кистей рук.
В основном, у детей-логопатов имеются серьезные нарушения мелкой моторики рук. Если мышечный тонус повышен, рука ребенка напряжена, ребенок очень сильно сжимает карандаш, движения резки, рука недостаточно подвижна. Если мышечный тонус ослаблен, то рука вялая, ребенку не хватает силы, чтобы удержать карандаш. В этом случае движения мелкие или крупно размашистые. У некоторых детей такая моторная неловкость сочетается с нарушением зрительно-двигательной координацией.
Научные исследования доказали, что управляемое развитие движений пальцев рук стимулирует созревание двигательного анализатора, который в свою очередь является аппаратом межанализаторных связей и его стимуляция способствует развитию функции мозга в целом и речевых отделов головного мозга в частности.
Чем раньше начинается работа по развитию мелких тонких движений, тем больше будут результаты, и это касается не только детей-логопатов, но и всех детей дошкольного возраста, особенно младших дошкольников.
На своем опыте я убедилась, что особый интерес для детей представляют пальчиковые театры. Мы знаем, какое большое значение в жизни детей играют положительные эмоции. Пальчиковые игры, пальчиковый театр несут большой эмоциональный положительный заряд и в то же время развивают речь, мышление, воображение ребенка, а также совершенствуют двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Дети с удовольствием играют с персонажами пальчикового театра, часто придумывают свои действия, слова, заново обыгрывают знакомый сюжет сказки, т. е. ребенок начинает творить свою сказку. Кроме этого пальчиковые упражнения, игры тренируют движения пальцев и кисти руки, что является важным фактором стимуляции речевого развития ребенка.
Кроме пальчикового театра, я использую в работе по развитию мелкой моторики рук у детей и пальчиковые упражнения. Дети как бы «конструируют» из пальцев различные предметы и объекты. Пальчиковые упражнения должны проводиться ежедневно в течение 10 минут. Сначала разучиваются индивидуально с каждым ребенком, затем подгруппой, группой детей. Пальчиковые упражнения разучиваются сначала одной рукой (ведущей, затем другой и двумя сразу. Динамические упражнения необходимо чередовать с упражнениями на расслабление. Движения сопровождаются речевым ритмом, речью. К каждому ребенку надо подходить индивидуально, так как могут быть дети, у которых речь может привести к рассогласованности движений, в таком случае я рекомендую предложить детям выполнять пальчиковые упражнения по подражанию.
Пальчиковые упражнения должны включать в себя упражнения для кистей рук, кулака,ребра ладони.
Если в начале учебного года дети затруднялись в самостоятельном выполнении движений, выполняли движения пальцев пассивно, с помощью взрослого, то теперь выполняют уверенно и с удовольствием.
Пальчиковая гимнастика, проводимая на НОД служит двум важным целям- повышению работоспособности детей и снятию нагрузки.
Использование потешки или стихотворения повышает интерес детей к пальчиковым упражнениям. Речь ребенка ритмируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, ритм также влияет на слуховое восприятие.
Развитию мелкой моторики рук способствуют раскрашивание, штриховка, лепка, игры с мелкими предметами, нанизывание бусинок на леску, различные виды шнуровки, пристегивание, выкладывание фигурок из счетных палочек, мозаика, работа с бумагой- оригами. Для развития точности и уверенности движения руки, я использую игры, в которых предлагаю детям провести линии в определенном направлении. Эти упражнения тренируют мышцы рук, развивают мышление, воображение, закрепляют пройденные темы.
Можно предложить детям провести линии по лабиринту, соединить по точкам рисунок.
Работу по развитию мелкой моторики рук надо начинать с младшего дошкольного возраста, больше наблюдать за тем, как ребенок рисует или закрашивает, учить его правильно закрашивать, обводить, штриховать.
Если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы.
Учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №184».
П/ З: Активизация словаря детей по теме. Упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительного. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. Упражнять в составлении предложений с предлогами по демонстрации действий. Развивать зрительную память, внимание. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: Картинки с изображением мебели, мяч, обручи желтого, зеленого, синего цвета, игрушечная мебель.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний». / лишние картинки с изображением мебели/. Дети обобщают понятие «мебель».
2. «Запомни, повтори также расставь картинки».
-Внимательно слушайте, кого я назову- повторите, что я сказала и также расставьте картинки.
3. Игры «Нет чего?», «Что изменилось?».
4. Логоритмика
-Руки в стороны, в кулачок.
Разожмем, и на бочок.
Правой вверх, левой вверх,
В стороны, накрест
В стороны, вниз.
Тук-тук! Тук-тук-тук!
Сделаем круг.
5. Игра в кругу. «Один-много»- с мячом.
-Я буду бросать мяч и говорить один предмет, кто ловит мяч, говорит много предметов.
Стул-стулья
Стол-столы и т. д.
6. Релаксация.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая. Замедляется движение, исчезает напряжение. Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать! Потянитесь! Улыбнитесь! Веселы, бодры мы снова и играть готовы!
7. Логоритмика «Кораблик»
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик непростой.
Везет, везет кораблик
Подарки нам с тобой.
8. Мимические упражнения:
-Увидели кораблик- обрадовались, улыбнулись.
9. Логопед предлагает детям сесть за столы.
-Поставьте пальчики правой руки на картинки, изображающие мебель и назовите ласково. Игра «Назови ласково». Поменяйтесь карточками. Поставьте пальчики левой руки на картинки с мебелью, назовите ласково. Теперь пальчиками обеих рук покажите картинки с мебелью.
9. Пальчиковая игра «Кошки-мышки».