Надежда Леонидовна Хрунина
Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы
Тема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей»
Движения пальцев тесно связаны с речью, стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Поскольку в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, практически является ее частью, речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Публикация «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На основе методических разработок Лопухиной И. С., Борисенко М. Г., Лукиной Н. А., Светловой И. я разработала систему работы для всех возрастных групп. Учитывая, то, что движение пальцев тесно связаны с речью и тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, я поставила следующие задачи:
1. Развитие речи и формирование правильного звукопроизношения;
2. Совершенствование памяти, внимания, умения согласовывать движение и речь;
3. Развитие контроля и координации движений;
4. Подготовка руки к рисованию и письму;
5. Развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища, головы, а так же артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти);
6. Координации движений;
7. Совершенствование движений кистей и пальцев рук;
8. Совершенствование умений действовать с мелкими предметами;
9. Формирование и совершенствование умений действовать карандашом и ручкой.
Работу провожу в два этапа:
1. диагностический
2. основной
На первом этапе выявляю уровень развития речи по следующим параметрам:
- произношение;
- словарный запас.
Так же определяю уровень развития общей моторики, предлагая упражнения:
- для рук;
-для туловища и ног;
- координация движений.
И уровня развития мелкой моторики:
- умение выполнять упражнения с мелкими предметами;
- умение выполнять упражнения пальчиковой гимнастики;
- умение действовать двумя пальцами.
Для детей 3-4 лет провожу обследование уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков по параметрам:
- манипуляции с предметом
-манипуляции без предмета
- воспроизведение кистевых и пальцевых поз.
На втором этапе целенаправленно развиваю мелкую моторик упражнений, которые делю на три группы:
1. Упражнения для развития общей моторики
2. Упражнения пальчиковой гимнастики (на фольклорной основе и со стихами современных авторов)
3. Упражнения с мелкими предметами, в которые включаю игры:
• С водой
• На нанизывание
• С пластилином
• С бумагой
• С мозаикой
• На выкладывание
• С крупами
• Со спичками и палочками
Для подготовки руки к письму использую тетрадь на печатной основе (И Светлова).
Упражнения по развитию мелкой моторики включаю в занятия по различным видам деятельности, а так же выполняю с детьми в свободное время. Занятия провожу:
• Фронтально
• Подгруппами
• Индивидуально
Общение с детьми:
- мягкое, доброжелательное;
- слова подкрепляются действием;
- частое переключение внимания;
- приемы, вызывающие положительные эмоции;
- частая похвала.
Схема выполнения упражнений:
- показ;
- выполнение вместе с детьми;
- самостоятельное выполнение.
Приемы, используемые при выполнении упражнений:
- движение от простого к сложному;
- выполнение без излишнего напряжения;
- упражнения на расслабление;
- использование предметов- заместителей и воображаемых предметов;
- использование загадок, стихов, поговорок;
- использование подражательных движений и бытовых сценок.
Правила выполнения упражнений:
- вначале все упражнения выполняются медленно;
- дети должны правильно воспроизводить и удерживать положение кисти и пальцев;
- упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, после этого двумя одновременно;
- упражнения проводятся в нескольких вариантах;
- со временем задания усложняются.
Упражнения для развития общей моторики совмещаю с закаливающими процедурами.
• Обширным умыванием
• Воздушными ваннами
• Точечным массажем
В результате за 2005-2006 учебный год заболеваемость детей снизилась на 1,5%.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Организую ее в различных формах:
• «Игротека» - с участием детей и родителей
• Домашняя игротека» - знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями для развития мелкой моторики.
• Даю родителям практические рекомендации по развитию мелкой моторики.
• С помощью родителей организую выставки работ, сделанных детьми в детском саду и дома.
Результатом моей работы стало то, что:
• Дети умеют координировать свои движения и свободно передвигаются в пространстве.
• У детей расширились познавательные возможности, у большинства активизировалось развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление)
• Развивается сенсомоторная сфера.
• Развивается речь.
• Происходит подготовка кисти руки к письму.