Папки-передвижки

Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей

Надежда Леонидовна Хрунина
Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы

Тема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей»

Движения пальцев тесно связаны с речью, стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Поскольку в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, практически является ее частью, речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Публикация «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей» размещена в разделах

На основе методических разработок Лопухиной И. С., Борисенко М. Г., Лукиной Н. А., Светловой И. я разработала систему работы для всех возрастных групп. Учитывая, то, что движение пальцев тесно связаны с речью и тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, я поставила следующие задачи:

1. Развитие речи и формирование правильного звукопроизношения;

2. Совершенствование памяти, внимания, умения согласовывать движение и речь;

3. Развитие контроля и координации движений;

4. Подготовка руки к рисованию и письму;

5. Развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища, головы, а так же артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти);

6. Координации движений;

7. Совершенствование движений кистей и пальцев рук;

8. Совершенствование умений действовать с мелкими предметами;

9. Формирование и совершенствование умений действовать карандашом и ручкой.

Работу провожу в два этапа:

1. диагностический

2. основной

На первом этапе выявляю уровень развития речи по следующим параметрам:

- произношение;

- словарный запас.

Так же определяю уровень развития общей моторики, предлагая упражнения:

- для рук;

-для туловища и ног;

- координация движений.

И уровня развития мелкой моторики:

- умение выполнять упражнения с мелкими предметами;

- умение выполнять упражнения пальчиковой гимнастики;

- умение действовать двумя пальцами.

Для детей 3-4 лет провожу обследование уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков по параметрам:

- манипуляции с предметом

-манипуляции без предмета

- воспроизведение кистевых и пальцевых поз.

На втором этапе целенаправленно развиваю мелкую моторик упражнений, которые делю на три группы:

1. Упражнения для развития общей моторики

2. Упражнения пальчиковой гимнастики (на фольклорной основе и со стихами современных авторов)

3. Упражнения с мелкими предметами, в которые включаю игры:

• С водой

• На нанизывание

• С пластилином

• С бумагой

• С мозаикой

• На выкладывание

• С крупами

• Со спичками и палочками

Для подготовки руки к письму использую тетрадь на печатной основе (И Светлова).

Упражнения по развитию мелкой моторики включаю в занятия по различным видам деятельности, а так же выполняю с детьми в свободное время. Занятия провожу:

• Фронтально

• Подгруппами

• Индивидуально

Общение с детьми:

- мягкое, доброжелательное;

- слова подкрепляются действием;

- частое переключение внимания;

- приемы, вызывающие положительные эмоции;

- частая похвала.

Схема выполнения упражнений:

- показ;

- выполнение вместе с детьми;

- самостоятельное выполнение.

Приемы, используемые при выполнении упражнений:

- движение от простого к сложному;

- выполнение без излишнего напряжения;

- упражнения на расслабление;

- использование предметов- заместителей и воображаемых предметов;

- использование загадок, стихов, поговорок;

- использование подражательных движений и бытовых сценок.

Правила выполнения упражнений:

- вначале все упражнения выполняются медленно;

- дети должны правильно воспроизводить и удерживать положение кисти и пальцев;

- упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, после этого двумя одновременно;

- упражнения проводятся в нескольких вариантах;

- со временем задания усложняются.

Упражнения для развития общей моторики совмещаю с закаливающими процедурами.

• Обширным умыванием

• Воздушными ваннами

• Точечным массажем

В результате за 2005-2006 учебный год заболеваемость детей снизилась на 1,5%.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Организую ее в различных формах:

• «Игротека» - с участием детей и родителей

• Домашняя игротека» - знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями для развития мелкой моторики.

• Даю родителям практические рекомендации по развитию мелкой моторики.

• С помощью родителей организую выставки работ, сделанных детьми в детском саду и дома.

Результатом моей работы стало то, что:

• Дети умеют координировать свои движения и свободно передвигаются в пространстве.

• У детей расширились познавательные возможности, у большинства активизировалось развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление)

• Развивается сенсомоторная сфера.

• Развивается речь.

• Происходит подготовка кисти руки к письму.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Формирование познавательной активности детей средней группы через развитие сенсорной культуры» «Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.

«Развитие коммуникативных навыков общения и познавательной активности у детей путём решения экономических ситуаций». Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков общения и познавательной активности у детей путём решения экономических ситуаций». («Познавательное.

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование». «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Образовательная область «Развитие речи и культуры речевого общения» Образовательная область «Развитие речи и культуры речевого общения» За текущий год у детей расширился пассивный словарь на основе представления.

Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж).Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж). Как известно, мелкая моторика – это взаимодействие мышечной, нервной, костной и зрительной систем во время выполнения движений кистями рук.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Методическая разработка по направлению: «Познавательно-исследовательская деятельность» Образовательная область : «Познавательное развитие».

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Значение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возрастаЗначение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возраста В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 17:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Леонидовна Хрунина (УИ 840686) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД