Анна Понкратова
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сухомлинский В. А. гениальный педагог отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [2. С. 45].
На ладошках располагается большое количество биологически активных точек. Влияя на них, возможно регулирование функционирования внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Значит, влияя на определённые точки, можно воздействовать на соответствующий этой точке орган человека.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими мелкие слаженные движения. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность, увеличивается или наоборот уменьшается мышечный тонус рук [4. С. 15].
Моторика пальцев рук взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, фантазией, повышенным интересом, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью) [1. С. 62-63].
При выполнении продуктивной деятельности малыши овладевают мелкими операциями : наклеивание, обрывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, прикладывание, дети учатся аккуратности и упорству, без которых в школе не обойтись [3. С. 34].
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений [5. С. 66]. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).
Мелкую моторику начали развивать со средней группы с помощью различных творческих видов деятельности.
Но, столкнулись с некоторыми проблемами – это отрицательная роль телевизионной рекламы, а также современные компьютерные технологии и видеофильмы, которые на многие часы заставляют детей не отходить от экрана, собственно, что не всегда благоприятно воздействует на развитие творчества ребёнка. Наблюдая за воспитанниками 4-5 лет, обратили внимание на то, что детям потребуется помощь в развитии мелкой моторики : неправильно держат ложку, карандаш, кисти, совсем не могут пользоваться ножницами, не получается отщипнуть кусочек пластилина. Это и натолкнуло на работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности».
Для разрешения данных проблем были вовлечены родители. Каждый день с ними велась работа, так как семья является важной сферой, определяющей становление личности ребёнка в дошкольном возрасте.
В родительском уголке постоянно обновлялась информация: консультации, советы, буклеты, заметки, игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук детей. А по обучению родителей пальчиковой гимнастике был проведён мастер-класс.
По просьбам родителей были предоставлены рекомендации по развитию тактильной чувствительности рук детей. На ликбезе была просмотрена презентация «Предметная среда для развития мелкой моторики рук». Особое место занимала индивидуальная работа.
На рисовании обращали внимание не только на развитие координации в системе «глаз - рука», но и передачу форм и цвета, а также развитие технических навыков. Дети познакомились с нетрадиционными методами в рисовании (тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; печать по трафарету; рисование мятой бумагой, аппликации (мятая бумага, фантики от конфет, крупа, обрывная бумага, вата, ватные диски).
Ведущей задачей на организованной образовательной деятельности по аппликации явилось совершенствование техники вырезывания.
На организованной образовательной деятельности по конструированию обратили внимание на работу по несложной выкройке, изготовление поделок из природного материала (семена, скорлупа орехов, жёлуди, листья). Большой интерес у воспитанников вызвала работа с бросовым материалом. Яркие пластмассовые крышки, бутылочки, коктейльные трубочки превращались в руках детей в забавные игрушки.
На занятиях по лепке ставились определё нные задачи: развитие мелкой моторики и одинаковых движений обеих рук, сочетание изобразительных техник при создании одной поделки.
Тематическая продуктивная деятельность способствуют развитию познавательных и творческих способностей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи, навыков и умений детей. Также преследовалась задача по организации перехода деятельности (игр и игровых упражнений) из совместной - в самостоятельную.
Совместная работа велась фронтально, по подгруппам (три - пять человек, в парах, но чаще индивидуально.
Следует отметить, что развитие мелкой моторики у дошкольников можно развивать во всех видах деятельности : работа в уголке природы (полив растений, в режимных моментах (мытьё рук, одевание на прогулку, хозяйственно-бытовой труд). Пальцы рук развивались у детей во время игровой деятельности, малыши также освоили упражнения самомассажа для кистей и пальцев рук.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности развитие мелкой моторики – процесс длительный и требующий большого труда и упорства, прежде всего для самих детей с двигательными расстройствами.
Разделение детей на подгруппы, несомненно, помогло в подборе пособий для занятий, игр и игровых упражнений. Учитывая физические и психические возможности ребят, подводили к самостоятельному выполнению поставленных целей и задач, развивали уверенность в себе. В случае быстрого утомления вид деятельности сменялся.
Пальцы и кисти рук у детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Большинство малышей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.
В ходе реализации данной работы результативность по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая. Не только улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми и родителями. Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь, улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремлённость, желание доводить начатое до конца.
Литература
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание, №8, 1990. -с. 62-65.
2. Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев. //Ребёнок в детском саду, №2, 2006.-с. 45-48.
3. Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. // Дошкольное воспитание, №8, 2008.-с. 34.
4. Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.
5. Киселёва В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1., 2006.-с. 65-66.