Получи документы

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

Людмила Иващенко
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью деятельности ставится развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми.

Для реализации цели поставили следующие задачи:

• Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

Развивать тактильную чувствительность рук детей;

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР» размещена в разделах

• Сформировать элементарные специфические графические навыки;

• Подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач использовали следующие средства:

Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание).

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используются разнообразные приемы:

• Пальчиковая гимнастика;

• Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

• Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);

• Сминание пальцами комочков из бумаги;

• Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.);

• Выкладывание из фруктовых косточек на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров.

• Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д.);

• Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;

• Шнуровка на различных предметах;

• Сматывание шерстяной пряжи в клубки;

• Завязывание и развязывание бантов, узлов;

• Застегивание пуговиц, молний, крючков;

• Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

• Изготовление бус из разноцветных скрепок;

• Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

• Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн";

• Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.);

Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др. ;

• Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;

• Игры с конструкторами, требующие закручивать шурупы, гайки;

• Лепка из соленого теста;

• Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.);

• Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок;

• Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Для эффективности коррекционной работы соблюдаются принципы:

Принцип осознания совершаемых действий.

1. На одном из занятий познакомила детей с пальчиками :

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

-Да, дети, это пальцы.

-А почему вы догадались?

-Почему пальцы "родными братьями" называют?

-У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

-Любите ли вы играть с пальчиками?

-Покажите пальчики правой (левой) руки.

-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

-Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?

-Как вы думаете, почему он так называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка -Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?

-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать.)

- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали.

Правая и левая спят на одеяле.

О. Дриз.

-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.

Далее действия сопровождаются проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т. д.

Принцип развернутости освоения навыков.

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываются навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи.

По ходу занятия необходимо комментировать, помогать, подсказывать и оценивать действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил:

Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Работу проводить регулярно, систематически.

Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работа по развитию тонкой моторики проводится в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.

Начальный этап работы: дети учатся свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предложить ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этаже используются игры с воображаемыми предметами.

На следующем этапе: дети обучаются приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки, рифленые карандаши, массажные мячики.

После выполнения самомассажа проводятся упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры - манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Далее проводятся упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и т. д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость.

Особое внимание уделяется упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т. д.).

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха, развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию.

На одном из занятий по рисованию рассказать детям сказку про "Пальчики". "Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:

- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.

Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.

- "Отдыхайте. Впереди новый день".

Дети с огромным желанием рисовали пальчиками "Кисти рябины", "Виноград", "Смородину", и т. д.

Всячески поощрять желание детей рисовать в свободное время и не нужно смущаться детских каракуль, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Можно рисовать на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только для рисования, но в аппликации и конструирования.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами.

Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства.

Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. (Приложение №3)

Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета или разными крупами.

На занятиях необходимо включать физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Текст составляется так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Работая с детьми раннего возраста, показала, что мелкая моторика рук и пальцев развита недостаточно хорошо. В этом возрасте руки малышей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет» Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ» Подготовила воспитатель: Шапошникова Е. В. (группа №1).

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Психологи и педагоги рекомендуют развивать навыки мелкой моторики у детей как можно раньше. Особенно они важны при развитии речи. Затем.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ФФН»Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ФФН» Тип проекта: практико-ориентированный. По времени: долгосрочный (сентябрь – май). По количеству участников: групповой. Участника проекта:.

Развитие мелкой моторики рук у детей "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский В последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился,.

Развитие мелкой моторики у детейРазвитие мелкой моторики у детей В своей работе с детьми большое внимания стараюсь уделять развитию мелкой моторики. Полностью поддерживаю такое изречение как " Речь живет.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Всем известно, что развитие мелкой моторики рук у детей способствует речевому развитию. Мы в своей работе используем различные тренажеры.

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР "Истоки особенностей детей - в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 08:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Иващенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД