Людмила Искра
Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Подготовила
учитель-логопед МДОУ № 1:
Искра Людмила Николаевна
«Рука - это вышедший наружу мозг человека».
И. Кант.
Актуальность
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. При челюстных дефектах образуется неправильный прикус, при таких аномалиях детей следует отправлять к врачу – ортодонту. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Они становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше. Если этот фактор будет упущен, то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи или боязнь речевого общения.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.
О. С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В. В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Гипотеза
Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.
Цель проекта
• Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта
• Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
• Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
• Развивать творческое воображение.
Тип проекта
практико-ориентировочный, творческий;
Вид проекта : индивидуальный, подгрупповой;
Длительность проекта : долгосрочный (находится в стадии реализации);
Участники проекта
Дети с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта
Организационный этап
1. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
3. Подбор методического материала по заявленной теме.
4. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.
5. Разработка консультаций для родителей.
Диагностический этап
Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.
Практический этап
Практический этап содержит мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста :
Работа с детьми в процессе НОД (продуктивной деятельности);
в индивидуальной работе;
на прогулке;
утренней гимнастике;
самообслуживание;
использование нетрадиционных приемов.
Совместная деятельность с родителями.
Использование на логопедических занятия пальчиковой гимнастики.
Использование конструктора
Использование различных игр с прищепками
Использование Су-Джок терапии на своих занятиях.
Использование различных игр со шнурками, счетными палочками, бусинами.
Использование песочной терапии.
Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики, проведение пальчиковой гимнастики на занятиях.
Обобщающий этап
Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов.
Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Презентация проекта по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов.
Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики :
• упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»
• упражнения мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»
•упражнения с кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко»
• выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»
• упражнения со счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д.»
• упражнения с фольгой: сминание, вытягивание
• упражнения с фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном
• лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов
• опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками
• игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, пробки от пластиковых бутылок, клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку» : Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»
• шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»
• вата: «Снежок», «Снеговик»
• замочки: Д/и «Подбери ключик»
• молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»
• морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»
• стеклянные камешки (декоративные) : «Золушкин сундучок»
• нетрадиционное рисование: ладошками, манной крупой, цветным декоративным песком
• мозаика: крупная и мелкая
• игры с трафаретами и шаблонами
• пальчиковый театр
• пазлы: бумажные и деревянные