Ирина Терехина
Презентация «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – дефектолог МБДОУ №16 «Колобок» г. Ульяновск
И. А. Терехина
У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Большинство детей имеет нарушение мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. У них слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.
Публикация «Презентация „Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому педагогами нашего детского сада решаются следующие задачи:
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:
• развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать зрительно-моторную координацию в системе «глаз – рука», развивать навыки точного копирования образца.
3. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным.
4. Сделать работу по совершенствованию моторики рук и зрительно – двигательной координации регулярной, выделить для неё оптимальное время в режиме дня, ввести её в систему педагогической работы.
5. Формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру.
Работа по развитию зрительно-моторных координаций проводится в игровой форме, является целенаправленной и систематической.
Для работы с детьми мы используем следующие методы и приёмы работы.
• Массаж и самомассаж пальцев рук.
Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. При обучении детей самомассажу используем поглаживание, растирание, легкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание. Самомассаж рук благотворно влияет на развитие речевых навыков, способствует развитию внимания, произвольному переключению движений.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
- Массаж ладонных поверхностей металлическими или стеклянными разноцветными шариками.
- Массаж грецкими орехами.
Предлагается вращать между их ладонями; вращать внутри одной ладони; перекатывать; удерживать между пальцами.
• Игры с крупами
Развивать мелкую моторику рук помогают игры с крупами. С помощью родителей в группе создана коллекция семян. Дети рассматривают семена: определяют форму, цвет, величину; сравнивают. Очень нравится игра «Рисуем картину», где дети сначала приклеивают на обведенные по шаблонам изображения семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают их. При помощи семян мы изготавливаем с детьми поделки, украшаем вазы, тарелочки. Крупные семена используем для дидактической игры «Раздели семена по сортам», где дети сортируют семена по форме, цвету, величине.
• Шнуровки, застежки.
В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
• Игры с прищепками
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей мы используем бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребёнка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко»: лучики к солнцу, дети учатся находить закономерности, умение составлять лучики солнышка в определенном порядке чередуя прищепки по цвету (красная, жёлтая, красная, жёлтая). Задания детям предлагаются по мере усложнения, сначала по показу, по готовому образцу, затем по словесной инструкции, а уже потом дети сами должны определить закономерность. Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковых игр. Они очень нравятся детям. Они развивают мышление, мелкую моторику рук, координацию движений пальцев и, конечно же, детскую фантазию.
• Игры с пальчиками. Дети показывают различные фигуры из пальцев рук.
• Пальчиковый алфавит. С помощью пальчиков дети показывают буквы алфавита. Пальчиковая буква - зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук.
Данные упражнения направлены на:
- развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, воображения;
- зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки;
- закрепление знаний букв русского алфавита.
Во многих играх и упражнениях требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
• Физкультминутки, пальчиковая гимнастика (разработаны картотеки по лексическим темам).
Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, способствующие развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры развивают речь: обогащают словарь, общую осведомленность, способствуют развитию правильного произношения, формируют чувство ритма.
• Пальчиковый театр.
Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т. к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики; помогает развивать пространственное восприятие; развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
• Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу.
С детьми старшего возраста мы проводим игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, цветов из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур представляют собой целые геометрические фигуры или части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это занятие способствует развитию умения выбирать нужную фигуру из множества других, соотносить фигуры по цвету и размеру, формирует пространственное восприятие, зрительно-двигательную координацию.
• Работа с лабиринтами.
С помощью игр лабиринтов дети учатся логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты, учатся анализировать. Путь по лабиринту дети могут выкладывать из мозаики или мелких предметов, что развивает зрительно-двигательную координацию и внимание.
• Работа с мелкими предметами, с нитками.
Манипуляции с любыми мелкими предметами являются развивающими для пальцев ребенка. Наши дети любят изучать цифры и буквы в игровой форме. Они выкладывают их из природного материала (семян арбуза, кедровых орешков, из пуговиц, из ниток.
• Игры с цветными палочками.
Хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки дают игры со счётными палочками, эти игры оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них положительный эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения. Мы используем различные варианты действий с палочками, сначала предлагаем ребёнку действовать одной рукой, затем – другой, а потом – одновременно двумя руками. Дети выполняют из палочек разные фигурки. Нами разработаны карточки-схемы по всем лексическим темам.
• Игровые задания на развитие графической моторики.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, умения ориентироваться в тетради. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки». Наиболее интересны детям графические диктанты, т. к. после окончания диктанта на листочке появляется фигурка. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз-вверх.
• Рисование по трафаретам. Рисование по фигурным линейкам.
Мы используем трафареты на разную тематику. Фигурные линейки формируют умение составлять из геометрических фигур изображения предметов. Нами разработаны карточки-схемы по разным темам.
• Штриховка.
Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Если эти игры, упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
Используемая в нашей работе система мероприятий по развитию мелкой моторики при целенаправленном и систематическом ее применении способствует развитию речи, координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка пи переходе на новую ступень образования.