Татьяна Жигалова
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития относится к разряду временных отклонений в психическом развитии. При задержке психического развития отмечается замедление темпов созревания психики.
Причиной задержки психического развития могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, а так же раннем периоде жизни ребенка.
Для детей этой группы характерна неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают дети с задержкой психического развития, могут быть обусловлены как недостатками внимании, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов- восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире.
Изучение эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития, показало, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано : они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного и речевого развития, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы : страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Развитие эмоциональной сферы играет важнейшую роль в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, и является особенно актуальной, т. к эмоционально- личностное развитие дошкольника в дальнейшем отражается на формирование его личности.
Одной из методик в работе с детьми с задержкой психического развития эмоциональной сферы является изотерапия.
Научные исследования свидетельствуют о том, что занятия изодеятельностью в состоянии компенсировать и сформировать утраченные ребенком функции.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, Т. С. Комарова и др.
Изобразительная деятельность представляет большие возможности для эмоционально-чувственного развития ребенка.
В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно- развивающий педагогический процесс.
Каждый из видов изобразительной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.
В детском саду занятия изобразительной деятельностью интересны для детей с задержкой психического развития. Рисование и лепка является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, раздражительности, страхов.
При организации и проведении коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития во время занятий изобразительной деятельностью и др. необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Необходимо специально организовывать и привлекать внимание детей.
2. Предоставлять возможность повторять одно и то же действие много раз.
3. Необходимо делить задание на несколько частей и давать их ребенку в несколько этапов, четко и конкретно формулируя задачу.
4. При наступлении утомления не принуждать ребенка выполнять задание.
5. Проявлять интерес к ребенку во время деятельности, создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие достижения.
6. При организации деятельности педагог должен помнить, что необходимо решать не только общие, но и коррекционные задачи.
7. Давать ребенку с задержкой психического развития облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
8. При проведении занятий следует использовать красивую, яркую наглядность.
9. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Эмоциональная сфера играет большую роль в становлении личности каждого ребенка. Она помогает внутренней регуляции поведения, учит ориентироваться в окружающей действительности.
Популярность использования изотерапии с целью формирования эмоционально- чувственной сферы детей с задержкой психического развития, вызвана простотой и безопасностью ее применения и низкой вероятностью протестных реакций со стороны детей.
Учитывая вышеизложенное, становится понятной важность и актуальность данной темы.