Марина Надеина
Развитие сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В современной психолого-педагогической литературе особую актуаль-ность приобретают вопросы сенсорного воспитания дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) и влияние игровых приемов (в том числе и развлекательного характера) на развитие сенсорных эталонов в рамках коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР.
Публикация «Развитие сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Здоровье и эмоциональное благополучие дошкольников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении является первостепенной задачей, которая в полной мере раскрыта в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Эффективность реализации данной задачи зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
Чувственный опыт – это первая ступень познания окружающего мира. Именно сенсорное воспитание направленно на развитие всестороннего восприятия ребенком пространства вокруг него. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, которое играет значительную роль в психическом и социальном становлении личности.
Под сенсорным развитием ребенка понимается формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: форме, цвете, положении в пространстве, звучании и даже вкусе. Дошкольный возраст считается наиболее интенсивным периодом сенсорного развития, так как именно в этом возрасте у детей совершенствуются ориентировочно-пространственные представления. Но в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития есть свои особенности, исследованием которых занимались такие ученые, как Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, А. А. Катаева, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова. Ими было выявлено, что у детей с ЗПР вызывает определенные трудности ориентировочно-исследовательская деятельность, которая направленная на исследование свойств и качеств предмета. Также у детей с ЗПР не сформированы понятия формы, цвета, размера. Они не видят разницы между мячом и воздушным шаром, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигуры по размеру. Главная проблема заключается в том, что их сенсорный опыт медленнее обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины, что говорит о том, что у этих детей эталонные представления не формируются.
Дети старшего дошкольного возраста с трудом усваивают и понимают новый, незнакомый им материал. Для того, чтобы они научились быть любо-знательными, внимательными и активными, лучше усвоили новый для них материал, при их обучении можно использовать игровые приемы, например такие, как игра-путешествие. Содержание таких игр может наполняться разнообразными сенсорными упражнениями и решать задачи своевременной углубленной систематической коррекционно-развивающей работе по сенсорному развитию детей с ЗПР.
Проблема сенсорного развития детей с ЗПР является актуальной и требует дальнейшего изучения, так как без своевременного специального коррекционного воздействия эталонные представления у детей с ЗПР не сформируются даже к концу дошкольного возраста, что свидетельствует о неготовности детей к обучению в школе.
С целью выявления уровня сформированности эталонных представлений старших дошкольников с ЗПР, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ №65 г. Курска. В нем принимали участие 10 дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза, посещающих специальную (коррекционную) группу. Возраст обследуемых экспериментальной группы – от 5 до 7 лет.
В ходе констатирующего эксперимента для выявления уровня сформированности эталонных представлений (цвета, формы, величины) нами были использованы следующие методики: «Методика изучения Цвета», «Эталоны» на исследование формы О. М. Дьяченко, адаптированные тесты – дидактические игры на выявление уровня сформированности понятий «Величина», направленные на изучение сформированности сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития.
Исследования показателей сформированности эталонов цвета у дошкольников с ЗПР показали, что у 30% из них – средний уровень – знают только 4 основных цвета. 70% детей имеют низкий уровень. Дети различают цвета на сенсомоторном уровне, используют названия неправильно, 3 ребенка вообще не проявляют интерес к цветам.
При обследовании эталонов формы было выявлено, что у 20% детей – высокий уровень сформированности эталонных представлений. Дети правильно называют все геометрические фигуры в соответствии с возрастной нормой. У 30% – средний уровень сформированности представлений о геометрических фигурах. Знают круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения.
Остальные 50% имеют низкий уровень сформированности представлений о геометрических фигурах – 2 ребенка различают круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносят по форме, 3 ребенка – не имеют представлений о форме.
Исследование детей на знание величин показало, что только 1 ребенок (10% – высокий уровень знаний величин) правильно использует слова: боль-шой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам. 20% – средний уровень – могут соотнести по размеру только три величины. Низкий уровень развития был диагностирован у 70% детей. 3 ребенка не имеют представления о величине вообще, 1 ребенок различает понятия «Большой» – «Маленький», 3 ребенка – могут соотнести по размеру три величины.
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что у большинства детей (70%) низкий уровень эталонных представлений о величине. Это проявляется в том, что дети не знают основные цвета, не все различают форму и величину. Так же у детей недостаточно сформированы двигательные навыки, моторика рук. Все это свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы по развитию эталонных представлений.
Так как дети этой категории не могу в полной мере освоить классические методы и приемы образования мы предлагаем использовать игровое обучение.
Все задания и проблемные ситуации создаются с учетом включения развлекательной методики в образовательный процесс.
Программа разделена на блоки, каждый из которых отвечает за развитие определенных навыков.
1-2 занятие: Знакомство с сенсорной комнатой.
1 блок. Цвет.
Цвета изучаются в той последовательности, в которой они представлены в известном отрывке из стихотворения С. Шестакова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
На закрепление каждого цвета из палитры радуги отводится по 3 занятия. Остальные занятия идут на дифференциацию цветов и на подведение промежуточных результатов.
2 блок. Форма. Изучение геометрических фигур.
Восприятие формы является необходимой сенсорной основой любой деятельности.
Вначале должны изучаться фигуры полностью отличающиеся по форме. Затем фигуры близкие по форме (круг – овал). Остальные задания направлены на сравнение фигур по форме и их дифференциацию. На закрепление каждой формы отводится по 2 занятия.
3 блок. Величина. На закрепление значения величин отводится по 3 занятия.
Восприятие величины осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Изначально используем образцы одинаковых величин. Следующий этап работы – различие между предметами по величине. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание рядов предметов по убыванию или возрастанию. Сначала дети ориентируются на общую форму образца, а потом начинают осознавать отношения между элементами.
Такой вид коррекционного воздействия позволит решить не только задачи умственного и речевого развития, но и полноценного развития двигательных навыков.
Список использованной литературы:
1. Баряева Л. Б. Занятие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в полифункциональной среде сенсорных комнат. – СПб. : СОЮЗ, 2007.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 2000.
3. Кончакова С. В. Сенсорная комната в детском саду "Ласточка" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/606021/ дата обращения 23.03.2016.
4. Панкадж Кушваха. Сенсорные комнаты «Снузлин» : Сборник статей и методических рекомендаций. – М. : Вариант, 2001.
5. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учб-метод. пособ. / под ред. Жернерова В. Л., Баряевой Ю. С., Галлямовой Ю. С. – СПб. : ХОКА, 2007.
6. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М. : АРКТИ, 2009.