Светлана Боровская
Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род
К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании дошкольников.
В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован на федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГОС, в которых указано на необходимость «построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».
Реализация такой важной образовательной области как «Познание» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:
– исследование;
– проектирование;
– коллекционирование;
– экспериментирование.
Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГОС как «Любознательный, активный». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Способствуют развитию любознательности дошкольника следующие факторы :
1. Общение с ребёнком.
2. Большое значение для развития любознательности ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом.
Задаче развития любознательности и активности в большей степени соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации (С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъяков, Ф. А. Сохин и др.
Детское экспериментирование – это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы элементарного планирования, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т. п.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Мы, придерживались определения, предложенного Н. Н. Подьяковым «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой».
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создавать модель явления и обобщать полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать и делать выводы о данных явлениях.
Работая с детьми, в условиях детского сада, мы сделали вывод, что для них характерно неустойчивое отношение к живой и неживой природе, отсутствует выраженная положительная направленность к этим объектам. Отношение к окружающему миру ситуативное. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять по отношению к объектам небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. В связи с тем, что личный опыт детей беден, представления о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, имеют незначительные представления о нормах отношения к животным и растениям. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что «так и надо».
Проведенная нами работа показала, что для детей старшего дошкольного возраста, экспериментирование является деятельностью, развивающей их любознательность, познавательную сферу, формирующей познавательные интересы, активность, самостоятельность, что в конечном итоге способствует успешной социализации детей в обществе.
Список литературы:
1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
2. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» [Текст] / А. И. Иванова. – Новокузнецк, 1999.
3. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в дет-ском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.
4. Куликовская, И. Э., Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Издат. центр Академия, 2002. – 336 с.
6. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова, М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.
7. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] /А. И. Савенков. – Самара, Учебная литература, 2005. – 32 с.
8. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.