елена лугаськова
Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальное исследование
«Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности».
Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации, развития экологического сознания. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», экологическая культура», непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание детей».
Публикация «Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» размещена в разделах
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Объект исследования: процесс развития экологического сознания у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности будет успешным при условии:
• создания благоприятной эмоциональной обстановки в педагогическом процессе детского сада;
• наличия дидактической цели и четкой структуры НОД, представленной в конспекте;
• формирования знаний о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения;
• развития основных познавательных процессов и способностей в процессе НОД;
• расширения, углубления, объединения чувственных представлений старших дошкольников в процессе НОД.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2) рассмотреть психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников;
3) раскрыть педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности;
4) выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать методику развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Нв первом этапе психолого-педагогические аспекты развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности были раскрыты: психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников; содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; педагогические условияразвития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
На втором этапе проведена опытно-экспериментальная работа развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Цель констатирующего эксперимента выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе исследования приняли участие дети старшей группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой.
На этапе констатирующего эксперимента фиксировался показатель уровня развития экологического сознания, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.
Основу исследования составил комплекс методов, проходивший в 5 этапов: анкетирование, диагностические методики («Экологическое воспитание дошкольников», «Домик», «Разрешение экологических ситуаций», наблюдение.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие критерии развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста :
– представления ребёнка о природе;
– интерес ребёнка к природе;
– умение находить взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания человека.
Исходя из критериев были выделены уровни развития экологического сознания испытуемых детей старшего дошкольного возраста : высокий, средний и низкий уровни.
В диагностических целях была серия диагностических методик С. Н. Николаевой.
Итак, проведённая работа на констатирующем этапе показала, что с высоким уровнем развития экологического сознания в экспериментальной группе (10%) и в контрольной (20%) детей. Средним уровнем обладает 60% детей в экспериментальной и в контрольной группах. Низким уровнем сформированности экологического сознания владеет соответственно 30% и 20% детей.
Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития экологического сознания является недостаточным, т. к. сравнительно мало детей в экспериментальной и контрольной группах имеют высокий уровень развития экологического сознания, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.
Цель формирующего эксперимента: развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Формирующий эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе проводилась непосредственная образовательная деятельность по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста, на втором – экологические игры.
На первом этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня развития экологического сознания у испытуемых детей старшего дошкольного возраста была проведена непосредственная образовательная деятельность: «Мы – друзья природы», «Волшебница – вода», «Свойства воздуха», «Дикие животные» [см. приложение 2].
В процессе непосредственной образовательной деятельности решались следующие задачи:
1. Повысить интерес детей к деятельности в природе.
2. Формировать представления детей об экологии, о влиянии человеческой деятельности на природу.
3. Развивать экологическое сознание детей.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
На втором этапе формирующего эксперимента с целью развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста были использованы игры [см. приложение 3] :
1. «С чем нельзя в лес ходить?». Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
2. «Волшебный поезд». Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
3. «Зоологическая столовая». Цель: Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
4. «Лесной многоэтажный дом». Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
5. «Кто рядом живет». Цель: Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
6. «Живые цепочки». Цель: Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Цель контрольного эксперимента – проверить эффективность проведённой работы по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Результаты проведённого контрольного эксперимента показали – при систематической работе по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе НОД, большинство имеют средний уровень, что составляет 70% и высокий уровень развития – 30%, а низкий уровень отсутствует. В контрольной группе, после проведения контрольного эксперимента, результаты остались прежними, только у некоторых детей показатели немного улучшились (Настя К., Данил Л., Максим И., Арианна А.).
Сопоставленные данные результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показывают, что создание и организация педагогически целесообразной предметно-воспитательной среды – непосредственная образовательная деятельность – позволили в экспериментальной группе убрать процент испытуемых, которые относились к низкому уровню, тем самым, повысив средний на и высокий уровни экологического сознания на 10%, по сравнению с контрольной группой.
Итак, разработанный комплекс мероприятий по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности достаточно эффективен, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Спасибо за внимание!