Папки-передвижки

Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД

елена лугаськова
Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
▼ Скачать + Заказать документы

Опытно-экспериментальное исследование

«Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности».

Темочки:

Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации, развития экологического сознания. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», экологическая культура», непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание детей».

Формирование экологического сознания дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования: выявить педагогические условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Объект исследования: процесс развития экологического сознания у старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности будет успешным при условии:

• создания благоприятной эмоциональной обстановки в педагогическом процессе детского сада;

• наличия дидактической цели и четкой структуры НОД, представленной в конспекте;

• формирования знаний о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения;

развития основных познавательных процессов и способностей в процессе НОД;

• расширения, углубления, объединения чувственных представлений старших дошкольников в процессе НОД.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

2) рассмотреть психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников;

3) раскрыть педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности;

4) выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;

5) разработать и апробировать методику развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Нв первом этапе психолого-педагогические аспекты развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности были раскрыты: психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников; содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; педагогические условияразвития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

На втором этапе проведена опытно-экспериментальная работа развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Цель констатирующего эксперимента выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе исследования приняли участие дети старшей группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой.

На этапе констатирующего эксперимента фиксировался показатель уровня развития экологического сознания, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.

Основу исследования составил комплекс методов, проходивший в 5 этапов: анкетирование, диагностические методики («Экологическое воспитание дошкольников», «Домик», «Разрешение экологических ситуаций», наблюдение.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие критерии развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста :

– представления ребёнка о природе;

– интерес ребёнка к природе;

– умение находить взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания человека.

Исходя из критериев были выделены уровни развития экологического сознания испытуемых детей старшего дошкольного возраста : высокий, средний и низкий уровни.

В диагностических целях была серия диагностических методик С. Н. Николаевой.

Итак, проведённая работа на констатирующем этапе показала, что с высоким уровнем развития экологического сознания в экспериментальной группе (10%) и в контрольной (20%) детей. Средним уровнем обладает 60% детей в экспериментальной и в контрольной группах. Низким уровнем сформированности экологического сознания владеет соответственно 30% и 20% детей.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития экологического сознания является недостаточным, т. к. сравнительно мало детей в экспериментальной и контрольной группах имеют высокий уровень развития экологического сознания, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

Цель формирующего эксперимента: развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Формирующий эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе проводилась непосредственная образовательная деятельность по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста, на втором – экологические игры.

На первом этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня развития экологического сознания у испытуемых детей старшего дошкольного возраста была проведена непосредственная образовательная деятельность: «Мы – друзья природы», «Волшебница – вода», «Свойства воздуха», «Дикие животные» [см. приложение 2].

В процессе непосредственной образовательной деятельности решались следующие задачи:

1. Повысить интерес детей к деятельности в природе.

2. Формировать представления детей об экологии, о влиянии человеческой деятельности на природу.

3. Развивать экологическое сознание детей.

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

На втором этапе формирующего эксперимента с целью развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста были использованы игры [см. приложение 3] :

1. «С чем нельзя в лес ходить?». Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

2. «Волшебный поезд». Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

3. «Зоологическая столовая». Цель: Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

4. «Лесной многоэтажный дом». Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

5. «Кто рядом живет». Цель: Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

6. «Живые цепочки». Цель: Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Цель контрольного эксперимента – проверить эффективность проведённой работы по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Результаты проведённого контрольного эксперимента показали – при систематической работе по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе НОД, большинство имеют средний уровень, что составляет 70% и высокий уровень развития – 30%, а низкий уровень отсутствует. В контрольной группе, после проведения контрольного эксперимента, результаты остались прежними, только у некоторых детей показатели немного улучшились (Настя К., Данил Л., Максим И., Арианна А.).

Сопоставленные данные результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показывают, что создание и организация педагогически целесообразной предметно-воспитательной среды – непосредственная образовательная деятельность – позволили в экспериментальной группе убрать процент испытуемых, которые относились к низкому уровню, тем самым, повысив средний на и высокий уровни экологического сознания на 10%, по сравнению с контрольной группой.

Итак, разработанный комплекс мероприятий по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности достаточно эффективен, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Работа с природоохранительными знаками природы.Работа с природоохранительными знаками природы. В своей работе,уделяю особое внимание экологическому воспитанию детей т. к. считаю,что экологическое состояние нашей планеты и тенденции.

Экологическое воспитание в детском саду Актуальность исследования обусловлена значением экологического воспитания дошкольников. Разностороннее развитее и воспитание детей осуществляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 16:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» (включая файлы) размещена пользователем елена лугаськова (УИ 313397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД