Светлана Сухорукова
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, ДОУ и родителями встаё т задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Публикация «Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. В процессе детского экспериментирования ребёнок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает. Вместе с тем детское экспериментирование в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин:
- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами;
- недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования для всех возрастных групп; не конкретизированы методы и приёмы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельностью и развитию творческой активности и самостоятельности; нет конкретных требований к созданию предметно-развивающей среды;
- не выделены психолого-педагогические основы организации детского экспериментирования в ДОУ.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Обучение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Детское экспериментирование строится самим ребёнком, а не задаётся взрослым, и направленно на познание и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Система работы по организации детского экспериментирования в детском саду строится на основе знаний возрастных особенностей детей с учётом их индивидуальных личностных способностей и возможностей.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психологическими возможностями. Их отношения со взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т. д.
Поэтому старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.
Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогические основы детского экспериментирования как особой формы поисковой деятельности, определить его сущность и структуру;
- выявить возрастные особенности творческой активности и самостоятельности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования;
- охарактеризовать разработанную модель обучения детскому экспериментированию;
- апробировать разработанную модель организации детского экспериментирования.
Методы исследования:
- изучение и осмысление литературы по проблеме исследования;
- обобщение данных наблюдений;
- диагностика, тестирование;
- беседа с психологом;
- разработка, обобщение и внедрение передового опыта;
- организация обучения детскому экспериментированию;
- методы математической статистики.
Систему методической работы по проблеме << Детское экспериментирование >> можно представить в виде таблицы: