Юлия Яковкина
Консультация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и развитие познавательного интереса у будущего первоклассника-это часть широкой проблемы воспитания его всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов еще до начала обучения в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значения.
Публикация «Консультация „Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Будущий первоклассник, стоящий на пороге получения образования в рамках школы, для того, чтобы органично влиться в учебный процесс в новых для него условиях, должен быть заранее мотивирован к учебе. В качестве мотива выступает его развитых познавательный интерес.
Группа психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца провели исследования детского мышления, которые показали, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность,направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.
К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся : восприятие, внимание, память, воображение, мышления и речь. На протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
-постановка цели и планирование;
-прогнозирование возможных эффектов действий;
-контроль за выполнением действий;
-оценка результатов и их коррекция.
Л. С. Выготский говорил, что экспериментирования корнями уходит в манипулирования предметами. Дошкольник по природе своей исследователь, познающий окружающий мир, которому нужно все потрогать, пощупать. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком,понюхать, постучать им. и т. д. Эксперимент позволяет ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать вывод о ценностной значимости физических явлений для человека и для самого себя.
Значимость детского экспериментирования заключается в том, что наглядно обнаруживается скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт. Для успешного проведения эксперимента требуется создание специальных условий. При этом дети усваивают целостную картину окружающего мира. Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника и положительно влияет на его эмоциональную сферу, что подтвердили в своих исследований Н. Н. Поддьяков, А. И. Иванова, Л. Харитонова.
Экспериментирование стимулирует познавательный интерес и активность ребенка. В связи с этим познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок способен осознанно и творчески относится к выполняемой деятельности, интенсивно усваивает различные способы достижения результата с опорой на имеющийся опыт и применять их в разных видах деятельности, и эта деятельность направлена на практическое использование в повседневной жизни.