Папки-передвижки

Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД

елена лугаськова
Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации, развития экологического сознания. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», экологическая культура», непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание детей».

Темочки:

Формирование экологического сознания дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждения.

В системе экологического воспитания непосредственная образовательная деятельность выступает одним из средств ознакомления детей с природой, способствующая развитию экологического сознания.

В целом методику непосредственной образовательной деятельности разрабатывали Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Л. А. Парамонова и др.

А. П. Усова считала, что обучение ведётся в процессе непосредственной образовательной деятельности, где детям даются знания и умения по определённой программе. Организующая форма обучения – именно непосредственная образовательная деятельность – обеспечивает возможность давать знания и умения одновременно всем детям группы детского сада, всему коллективу детей.

Методику непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой разрабатывали Т. М. Бондаренко, Н. Ф. Виноградова, В. И Логинова, П. Г. Саморукова и др.

Необходимо отметить, что, не смотря на многочисленные исследования, посвященные экологическому сознанию дошкольников, проблема развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности является мало изученной.

Актуальность и неразработанность некоторых моментов изучаемой проблемы обусловили выбор нашей темы: «Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности».

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречия между признанием необходимости и значимости формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности и недостаточной разработанностью методического аспекта проблемы.

Цель исследования: выявить педагогические условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Объект исследования: процесс развития экологического сознания у старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности будет успешным при условии:

• создания благоприятной эмоциональной обстановки в педагогическом процессе детского сада;

• наличия дидактической цели и четкой структуры НОД, представленной в конспекте;

• формирования знаний о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения;

развития основных познавательных процессов и способностей в процессе НОД;

• расширения, углубления, объединения чувственных представлений старших дошкольников в процессе НОД.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

2) рассмотреть психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников;

3) раскрыть педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности;

4) выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;

5) разработать и апробировать методику развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

В работе использовался следующий комплекс методов:

– теоретические методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, психолого-педагогическую диагностику.

Теоретическая значимость исследования: определяется анализом психолого-педагогических исследований в области развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности; выявлены эффективные условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могу быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям дошкольников, а также студентам психологических и педагогических специальностей, изучающих педагогические аспекты развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности. Полученные результаты открывают перспективы применения данной методики в педагогическом процессе детского сада.

В процессе непосредственной образовательной деятельности решались следующие задачи:

1. Повысить интерес детей к деятельности в природе.

2. Формировать представления детей об экологии, о влиянии человеческой деятельности на природу.

3. Развивать экологическое сознание детей.

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

На втором этапе формирующего эксперимента с целью развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста были использованы игры:

1. «С чем нельзя в лес ходить?». Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

2. «Волшебный поезд». Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

3. «Зоологическая столовая». Цель: Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

4. «Лесной многоэтажный дом». Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

5. «Кто рядом живет». Цель: Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

6. «Живые цепочки». Цель: Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Цель контрольного эксперимента – проверить эффективность проведённой работы по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Результаты проведённого контрольного эксперимента показали – при систематической работе по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе НОД, большинство имеют средний уровень, что составляет 70% и высокий уровень развития – 30%, а низкий уровень отсутствует. В контрольной группе, после проведения контрольного эксперимента, результаты остались прежними, только у некоторых детей показатели немного улучшились (Настя К., Данил Л., Максим И., Арианна А.).

Сопоставленные данные результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показывают, что создание и организация педагогически целесообразной предметно-воспитательной среды – непосредственная образовательная деятельность – позволили в экспериментальной группе убрать процент испытуемых, которые относились к низкому уровню, тем самым, повысив средний на и высокий уровни экологического сознания на 10%, по сравнению с контрольной группой.

Итак, разработанный комплекс мероприятий по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности достаточно эффективен, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Опытно-экспериментальное исследование «Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной.

«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Презентация опыта по теме:«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста через призму дидактических игр».Был, говорят, где-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
Опубликовано: 11 июня 2015 в 09:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» (включая файлы) размещена пользователем елена лугаськова (УИ 350872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД