елена лугаськова
Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации, развития экологического сознания. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», экологическая культура», непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание детей».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждения.
В системе экологического воспитания непосредственная образовательная деятельность выступает одним из средств ознакомления детей с природой, способствующая развитию экологического сознания.
В целом методику непосредственной образовательной деятельности разрабатывали Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Л. А. Парамонова и др.
А. П. Усова считала, что обучение ведётся в процессе непосредственной образовательной деятельности, где детям даются знания и умения по определённой программе. Организующая форма обучения – именно непосредственная образовательная деятельность – обеспечивает возможность давать знания и умения одновременно всем детям группы детского сада, всему коллективу детей.
Методику непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой разрабатывали Т. М. Бондаренко, Н. Ф. Виноградова, В. И Логинова, П. Г. Саморукова и др.
Необходимо отметить, что, не смотря на многочисленные исследования, посвященные экологическому сознанию дошкольников, проблема развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности является мало изученной.
Актуальность и неразработанность некоторых моментов изучаемой проблемы обусловили выбор нашей темы: «Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности».
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречия между признанием необходимости и значимости формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности и недостаточной разработанностью методического аспекта проблемы.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Объект исследования: процесс развития экологического сознания у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности будет успешным при условии:
• создания благоприятной эмоциональной обстановки в педагогическом процессе детского сада;
• наличия дидактической цели и четкой структуры НОД, представленной в конспекте;
• формирования знаний о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения;
• развития основных познавательных процессов и способностей в процессе НОД;
• расширения, углубления, объединения чувственных представлений старших дошкольников в процессе НОД.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2) рассмотреть психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников;
3) раскрыть педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности;
4) выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать методику развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
В работе использовался следующий комплекс методов:
– теоретические методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, психолого-педагогическую диагностику.
Теоретическая значимость исследования: определяется анализом психолого-педагогических исследований в области развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности; выявлены эффективные условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могу быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям дошкольников, а также студентам психологических и педагогических специальностей, изучающих педагогические аспекты развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности. Полученные результаты открывают перспективы применения данной методики в педагогическом процессе детского сада.
В процессе непосредственной образовательной деятельности решались следующие задачи:
1. Повысить интерес детей к деятельности в природе.
2. Формировать представления детей об экологии, о влиянии человеческой деятельности на природу.
3. Развивать экологическое сознание детей.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
На втором этапе формирующего эксперимента с целью развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста были использованы игры:
1. «С чем нельзя в лес ходить?». Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
2. «Волшебный поезд». Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
3. «Зоологическая столовая». Цель: Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
4. «Лесной многоэтажный дом». Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
5. «Кто рядом живет». Цель: Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
6. «Живые цепочки». Цель: Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Цель контрольного эксперимента – проверить эффективность проведённой работы по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Результаты проведённого контрольного эксперимента показали – при систематической работе по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе НОД, большинство имеют средний уровень, что составляет 70% и высокий уровень развития – 30%, а низкий уровень отсутствует. В контрольной группе, после проведения контрольного эксперимента, результаты остались прежними, только у некоторых детей показатели немного улучшились (Настя К., Данил Л., Максим И., Арианна А.).
Сопоставленные данные результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показывают, что создание и организация педагогически целесообразной предметно-воспитательной среды – непосредственная образовательная деятельность – позволили в экспериментальной группе убрать процент испытуемых, которые относились к низкому уровню, тем самым, повысив средний на и высокий уровни экологического сознания на 10%, по сравнению с контрольной группой.
Итак, разработанный комплекс мероприятий по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности достаточно эффективен, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Спасибо за внимание!