Гаврилова Юлия Евгеньевна
Педсовет «Интеллектуальное развитие детей среднего возраста в продуктивной деятельности в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №15»
Интеллектуальное развитие детей
среднего возраста
в продуктивной деятельности
в соответствии с ФГОС
Воспитатель: Гаврилова Ю. Е.
2014 год
Публикация «Педсовет „Интеллектуальное развитие детей среднего возраста в продуктивной деятельности в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает несколько видов активности- рисование, конструирование, лепку, аппликацию, вне зависимости от материалов они представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата.
Продуктивная деятельность играет большое значение в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка. Изобразительная деятельность выступает как образное средство познания действительности, поэтому играет важную роль в умственном развитии детей, а умственное воспитание тесно связано с развитием речи детей. Продуктивная деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, такая деятельность отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению речевой активности. Во время продуктивной деятельности мы знакомим детей с формой, цветом, размером, положением в пространстве, новыми словами – действиями, т. е. глаголами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов.
В продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие).
Мы в начале учебного года поставили такие цели: создавать в продуктивной деятельности ситуации, стимулирующие активность детей, побуждать к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей (использовать сюрпризные моменты, игровыеи проблемные ситуации).
Мы поставили перед собой задачи:
Создавать эмоционально-положительное настроение
Развивать интерес к продуктивной деятельности
Приобщать детей к нетрадиционной технике в работе (трафареты, разрывание бумаги на мелкие кусочки в аппликации, оригами)
Развивать мелкую моторику
Пополнять и активизировать словарь детей
Воспитывать самостоятельность и целеустремленность, усидчивость и аккуратность в работе
Воспитывать умение делать работу совместно с детьми, выполнять коллективные работы
Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общие и специфические.
Среди общеразвивающих функций продуктивной деятельности необходимо отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка в развитии «чувства инициативы», утвердить себя как созидателя, реализующего свои замыслы.
Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое - части. Продуктивная деятельность открывает для ребенка возможность развития творческой активности, стимулирует порождение замысла и его воплощение.
В качестве основных задач, которые дети решают в рамках продуктивной деятельности могут быть выделены следующие:
Развитие инициативы и стремления к созидательной активности
Формирование способности к целеполаганию и волевому усилию, принятию и реализации цели в соответствии с заданными условиями
Развитие воображения и творческих возможностей
Освоение средств фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей (схем и чертежей)
Для продуктивной деятельности можно выделить четыре этапа работы:
По образцам
С незавершенными продуктами
По графическим схемам
По словесному описанию
Совместную продуктивную деятельность следует строить на содержаниях, интересных детям.
По типу работ продуктивную деятельность можно классифицировать таким образом:
Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности
Создание произведений для собственной художественной галереи
Создание коллекций
Создание макетов
Изготовление украшений и сувениров
Создание книги
Изготовление атрибутов для театрализации
Теперь о каждом типе работ подробнее.
Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов может включать сочетание разнообразных материалов (изобразительные, конструктивные, бумага, ткань) и развивать специфические умения и навыки. Например: самолеты, кораблики, мебель для кукол, вертушки, парашютики. В этой работе наиболее удобна работа по образцам и схемам.
Создание и оформление работ для художественной галереи – это может быть графика, живопись, лепка, коллажи, коллективная аппликация. Для этого вида работ подойдет работа с незавершенными продуктами, по словесному описанию, в декоративном рисовании используют работу по образцам.
Создание коллекций – это может быть гербарий, модели транспорта, монет, марок, открыток. Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам.
Создание макетов как предметное воплощение вымышленного и реалистичного, работы с макетами могут постепенно дополняться новыми деталями. Работа длится, пока у детей удерживается интерес к этому. Например: сказочные царства, дворцы, космодромы, аэродромы, города, зоопарк, ферма. Работа такого рода включает элементы конструирования, изобразительного творчества, может быть оригами. Самые подходящие типы работы – с незавершенным продуктом (частично оформляет воспитатель, дети заполняют деталями, по словесному описанию, по образцам.
Изготовление украшений и сувениров к праздникам – поздравительные открытки, гирлянды, подарки, елочные украшения. Используются все типы работы.
Создание и оформление книги, например, на основе рассказов детей, дневник природы. Мы сделали в группе альбомы с рассказами и рисунками детей «Олимпиада. Истории Зайки, Мишки и Леопарда». Можно изготовить книгу – тематический словарь, оформленный рисунками детей. Книга связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Подходящий тип работы – с незавершенным продуктом, по словесному описанию.
Подготовка атрибутов для театра – это изготовление реквизитов (шапочки, эмблемы, элементы для костюмов, декораций). Это связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы.
В начале учебного года, учитывая образность мышления детей, мы использовали работу с трафаретами, контурным изображением. Постепенно дети стали создавать в работах свои образы, свои сюжеты. В течение года в соответствии с тематическим планом, мы работали по темам: «Здравствуй, детский сад». У нас прошла выставка детских работ «Мой детский сад». На протяжении октября-ноября мы создавали альбомы детских работ «Красота гербария», «Золотая Осень»- это аппликация нетрадиционным способом, лепка, рисование.
Тему «Мой Город» мы продолжили в теме «Транспорт» и объединили с темой «Правила дорожного движения». В группе был создан макет улиц города, с дорогами, пешеходными переходами, знаками дорожного движения. Дети делали макеты домов, пассажирского транспорта. Эта работа прошла с декабря по апрель, пока у детей поддерживался интерес к обыгрыванию макета.
На день Матери дети делали мамам в подарок кулоны из глины, украшали по своему желанию. Ко Дню Космонавтики совместно с детьми мы сделали макет Звездного неба с планетами, кометами, космическими кораблями. Дети активно обсуждали тему «Живут ли еще где-нибудь люди?» и они решили поселить инопланетян на планеты. Дети фантазировали, какими могли бы быть жители других планет.
Продуктивная деятельность присутствует в образовательном процессе как совместная деятельность взрослого и детей, и как их самостоятельная свободная деятельность. Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом и достижения результата. Необходимо предоставить детям материалы для работы, образцы схем, трафареты. Материалы для работы должны быть мобильны, перемещаться с места на место, туда, где ребенку удобно работать, место хранения должно быть постоянными и известно всем детям.