Павликова Зоя
Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представляется работа на тему: «Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок».
Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Устная речь широко используется в жизни каждого человека.
Публикация «Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие устной речи. Именно поэтому в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом в дошкольных учреждениях особое внимание, помимо общего развития ребенка, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как она является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем. Процент детей с ОНР с каждым годом становится больше как в массовых учреждениях, так и в специальных учреждениях.
Проблемой формирования устной речи у детей с ОНР занимались многие авторы. В их исследованиях прописаны особенности работы по развитию и коррекции речи детей с ОНР, методы, приемы, содержание.
Меньше внимания уделяется исследованию формирования речи. Исследователями высказывается мысль о необходимости использования разных режимных моментов с целью развития и коррекции устной речи у детей с ОНР.
Проблема в развитии устной речи детей с ОНР продолжает оставаться актуальной. Необходим поиск интересных приемов и форм работы.
Главная идея показать, что прогулка - один из режимных моментов, во время, которого воспитатель может эффективно решать задачи по развитию и коррекции устной речи детей.
При планировании коррекционно-развивающей работы мы опирались на рекомендации и положения, представленные в литературе по воспитанию и обучению детей с нарушениями речи.
Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности - основной деятельности детей этого возраста.
Работа по формированию устной речи у дошкольников проводится во время прогулок, в процессе подготовки к прогулке, а также после проведения прогулки.
Основной целью является - развитие и коррекция устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-способствовать развитию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи;
-способствовать развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи;
-способствовать развитию и коррекции связной речи.
В основу коррекционно-развивающей работы были положены следующие принципы: принцип наглядности; принцип системности; принцип систематичности; принцип прочности; принцип сознательности; принцип активности; принцип доступности.
Во время прогулок мы успешно решаем задачи, связанные с развитием и коррекцией речи детей. Прогулки имеют богатый потенциал в этой области. Правильно подобранные игры во время прогулки, грамотно организованная деятельность детей – все это используется с целью решения задач по развитию речи воспитанников.
В ходе работы используем словесные, наглядные и практические методы. И самые разнообразные приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям, показ, рассказ, уточнение, демонстрацию, разъяснение, объяснение, проблемно-поискового задания, обследование, сюрпризный момент, чтение стихов, заучивание скороговорок, потешек. В работу активно включаются игровые приемы.
В процессе организации и проведении прогулок выделено условно 3 этапа: подготовительный (подготовка к прогулке, основной (прогулка, заключительный (возращение с прогулки).
Организуя работу на подготовительном этапе, мы используем различные методы и приемы: рассказ педагога, демонстрация, беседа, работа с загадками, различными видами вопросов и т. д., различные сюрпризные моменты, которые (готовят детей к тем видам деятельности, которые будут реализовываться во время прогулки). Проводим с детьми беседы на различные темы.
Во время таких разговоров, бесед мы помогаем детям осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.
Детей учим планировать свое поведение, свою деятельность на прогулке и после прогулки и отражать это в речи. Содержание бесед, тематика вопросов, заданий связана с изучаемой лексической темой, темой недели, а также с теми видами деятельности, которые предлагаются детям на прогулке.
Внимательно следим за звуковой стороной речи (в соответствии с этапом логопедической работы, индивидуальными особенностями каждого ребенка и т. д.) Совершенствованию звукопроизношения способствует использование чистоговорок, пословиц на данную тематику, содержащих изучаемые звуки (этап автоматизации).
В процессе работы над речевым материалом, обращается внимание на грамматическую сторону речи.
Одновременно с речевыми упражнениями, детям предлагаем упражнения по развитию мелкой моторики. Так, одевая детей на прогулку, проводим пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворениями, закличками, потешками и т. д.
На основном этапе - на самой прогулке большое внимание уделяем наблюдениям (заранее планируемым, в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Использование стихотворений на определенную тему в процессе наблюдений и рассматриваний помогает усилить впечатления детей от прогулки, а также решить речевые задачи. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
В процессе наблюдений во время прогулки уделяем внимание закреплению навыка высказываний по наглядному восприятию, закрепление умения составлять сложные предложения и рассказы. Например, когда проводилось запланированное наблюдение за перелетными птицами, дети вспомнили всех перелетных птиц (предварительная работа была проведена перед прогулкой – рассматривание иллюстраций с изображением птиц). Дети вспомнили и постарались отгадать по голосам птиц, которые живут на участке, отгадали про них загадки, рассмотрели и описывали особенности.
Одной из основных видов деятельности на прогулке, является игровая деятельность. В процессе прогулок используем различные игры: подвижные, малоподвижные, игры со строительным материалом, народные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т. д. Подбираем игры особым образом – содержащие необходимый речевой материал. Так, например, дети играют в подвижные игры, в процессе которых решаются задачи по автоматизации звуков.
Всегда большой интерес у детей вызывает целевая прогулка, дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность, а так же осуществляется развитие лексико-грамматического строя (развитие активного и пассивного словаря, развивается умение употреблять в речи прилагательные, существительные, глаголы).
Когда с детьми мы совершили целевую прогулку в городской парк г. Кунгура для ознакомления детей с архитектурными памятниками города (памятник Никите –летуну, памятник купцу А. С Губкину), у детей был неподдельный интерес. Они задавали очень много вопросов особенно, когда знакомились с памятником Никиты–летуна, одного из первых покорителей неба (Когда этот человек жил? Почему у него за спиной крылья? Из чего памятник сделан? И многие другие вопросы)
В своей работе мы используем различные виды прогулок : прогулка-наблюдение,прогулка-задание,прогулка-задача,прогулка-поход, комбинированная –прогулка и др.
Заключительный этап (возвращение с прогулки) .
После проведения прогулки детям предлагаем различные виды деятельности (зарисовка схем, составление альбомов, чтение стихов, игры и др., в процессе которых решаем задачи по развитию всех сторон устной речи. После прогулки мы также проводим беседы по содержанию прогулки («Чем занимались на прогулке?»,«Какие игры играли, что наблюдали?» и т. д.).В ходе этих бесед в очередной раз решаем задачи по развитию всех сторон речи. Дети рассуждают, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об увиденном, о выполненной работе…
Работа по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эффективна при реализации следующих условий.
Проанализировав результаты нашей работы можно подвести итог,что дети с ОНР приблизились по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей.