Маргарита Тимощук
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
• Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
• Увеличение объема внимания и памяти.
• Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
• Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
• Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Этапы интеллектуального развития:
1 этап. Наглядно-действенное мышление.
2 этап. Наглядно-образное мышление.
3 этап. Словесно-логическое мышление.
• 1 этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Мысль неотъемлема от действия. Выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Проявляется у детей от 1 до 3 лет.
• 2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие. Формируется с 3 лет.
• 3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам.
Основные мыслительные операции:
• анализ– позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы;
• синтез– способность воссоздавать объект из его частей;
• сравнение– умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов;
• классификация– способность группировать предметы по признакам;
• обобщение— умение объединять предметы по общим существенным признакам;
• абстрагирование— способность выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
«Логические блоки Дьенеша»
Задачи:
• знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• учить анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
«Числовые домики»
Задачи:
• закреплять состав числа первого десятка;
• учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
• учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
«Цифры»
Задачи:
• учить решать арифметические задачи на сложение в пределах 10;
• закреплять знание цифр от 1 до 10;
• закреплять состав числа первого десятка.
«Домино»
Задачи:
• формировать у детей количественные представления, умение считать;
развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику.
«Геометрическое домино»
Задачи:
• формировать понятия «форма" и «цвет»;
• развивать умение различать геометрические фигуры, анализировать положение предметов в пространстве;
развивать мышление, зрительное восприятие, быстроту реакции.
«Сложи узор» (по методике Никитина Б. П.)
Задачи:
• развивать пространственное воображение, образное мышление, способность комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет;
• способствовать развитию цветоощущения, усвоения соотношения целого и части.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера
Задачи:
• формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше»;
• развивать познавательную активность, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование.
«Мозаика»
Задачи:
• развивать воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ;
• совершенствовать мелкую моторику.
«Выложи из счетных палочек»
Задачи:
• развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание;
• совершенствовать мелкую моторику.
«Сложи квадрат» (по методике Никитина Б. П.)
Задачи:
• знакомить с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, трапеция;
• способствовать развитию цветоощущения, усвоения соотношения целого и части;
• развивать логическое и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и память.
«Радужная паутинка. Треугольник»
Задачи:
• знакомить с понятиями: цвет, форма, размер предмета;
• способствовать развитию цветоощущения;
• развивать логическое и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и память.
«Математический планшет»
Задачи:
• развивать пространственное воображение, внимание, память;
• закреплять умение детей ориентироваться на плоскости;
• совершенствовать мелкую моторику.
«Шашки»
Задачи:
• активизировать мыслительную деятельность: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
• развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• обучать умению ориентироваться на плоскости.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации, воспитывают настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе. Именно систематическое, планомерное, целенаправленное использование в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста специальных игровых заданий способствует развитию логического мышления детей.