Маргарита Тимощук
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
• Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
• Увеличение объема внимания и памяти.
• Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
• Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
• Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Этапы интеллектуального развития:
1 этап. Наглядно-действенное мышление.
2 этап. Наглядно-образное мышление.
3 этап. Словесно-логическое мышление.
• 1 этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Мысль неотъемлема от действия. Выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Проявляется у детей от 1 до 3 лет.
• 2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие. Формируется с 3 лет.
• 3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам.
Основные мыслительные операции:
• анализ– позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы;
• синтез– способность воссоздавать объект из его частей;
• сравнение– умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов;
• классификация– способность группировать предметы по признакам;
• обобщение— умение объединять предметы по общим существенным признакам;
• абстрагирование— способность выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
«Логические блоки Дьенеша»
Задачи:
• знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• учить анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512921461.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Задачи Формирование мотивации учения ориентированной на удовлетворение познавательных интересов радость творчества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512921494.jpg)
«Числовые домики»
Задачи:
• закреплять состав числа первого десятка;
• учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
• учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Увеличение объема внимания и памяти](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512921615.jpg)
«Цифры»
Задачи:
• учить решать арифметические задачи на сложение в пределах 10;
• закреплять знание цифр от 1 до 10;
• закреплять состав числа первого десятка.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Формирование мыслительных операций анализа синтеза сравнения обобщения классификации аналогии](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512921726.jpg)
«Домино»
Задачи:
• формировать у детей количественные представления, умение считать;
развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Развитие образного и вариативного мышления фантазии воображения творческих способностей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512921977.jpg)
«Геометрическое домино»
Задачи:
• формировать понятия «форма" и «цвет»;
• развивать умение различать геометрические фигуры, анализировать положение предметов в пространстве;
развивать мышление, зрительное восприятие, быстроту реакции.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Развитие речи умения аргументировать свои высказывания строить простейшие умозаключения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922087.jpg)
«Сложи узор» (по методике Никитина Б. П.)
Задачи:
• развивать пространственное воображение, образное мышление, способность комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет;
• способствовать развитию цветоощущения, усвоения соотношения целого и части.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Темочки Дидактические игры для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922203.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 ВСЕ игры Дидактические игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922242.jpg)
Игры и упражнения с палочками Кюизенера
Задачи:
• формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше»;
• развивать познавательную активность, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Консультации для педагогов Дидактические игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922326.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Проекты Консультации для педагогов и воспитателей Логическое мышление Математика логика и сенсорика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922383.jpg)
«Мозаика»
Задачи:
• развивать воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ;
• совершенствовать мелкую моторику.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Игры дидактические пособия Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922565.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Образовательная технология Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922611.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Формирование умений планировать свои действия осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами проверять результат своих действий и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922641.jpg)
«Выложи из счетных палочек»
Задачи:
• развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание;
• совершенствовать мелкую моторику.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Этапы интеллектуального развития этап](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922734.jpg)
«Сложи квадрат» (по методике Никитина Б. П.)
Задачи:
• знакомить с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, трапеция;
• способствовать развитию цветоощущения, усвоения соотношения целого и части;
• развивать логическое и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и память.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Наглядно действенное мышление](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512922866.jpg)
«Радужная паутинка. Треугольник»
Задачи:
• знакомить с понятиями: цвет, форма, размер предмета;
• способствовать развитию цветоощущения;
• развивать логическое и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и память.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Наглядно образное мышление](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512923075.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Словесно логическое мышление](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512923167.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Наглядно действенное мышление](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512923207.jpg)
«Математический планшет»
Задачи:
• развивать пространственное воображение, внимание, память;
• закреплять умение детей ориентироваться на плоскости;
• совершенствовать мелкую моторику.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Ребенок на практике решает примитивные задачи вертит тянет открывает нажимает](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-582358-1512923238.jpg)
«Шашки»
Задачи:
• активизировать мыслительную деятельность: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
• развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• обучать умению ориентироваться на плоскости.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации, воспитывают настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе. Именно систематическое, планомерное, целенаправленное использование в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста специальных игровых заданий способствует развитию логического мышления детей.