елена винокурова
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия возникновения, становления опыта.
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). В связи, с чем и возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Одним из условий качественного обновления образования является системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Основными задачами детского сада является создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и творческое развитие личности ребенка, удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка в условиях благоприятного микроклимата и полноценной развивающей среды. Но самым приоритетным направлением работы педагогов является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных технологий организации учебно-воспитательного процесса, которые должны способствовать проявлению и становлению индивидуальных возможностей ребенка, его интереса к познанию.
Началом моей работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Результаты диагностики уровня логического мышления у детей показали, что в основном дети находятся на среднем уровне, т. е. достаточно хорошо владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети этой группы не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам, слабо устанавливают логические связи и закономерности.
На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.
2. Актуальность и перспективность опыта
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.
Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления. У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы по самообразованию «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» является актуальной.
3. Теоретическая часть
Результаты исследований Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. З. Зака, Н. Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Следовательно, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления : сравнение, классификация, сериация. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.
Также проблемой развития основ логического мышления занимались : Богуславская З. М., Смирнова О. Е, Зак А. А., Бондаренко, А. К. Михайлова З. А. и др. Исследования этих ученых доказали, что включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития его мышления.
Изучая исследовательские труды ученых, и работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. Поэтому в последнее время я углубленно стала работать над темой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
И, хотя линия на развитие мыслительных способностей дошкольников достаточно прослеживается в пособиях, в них немало упражнений, направленных на развитие системы познавательных действий и операций, однако педагогическая практика показала, что необходимы дополнительные задания, требующие применения знаний в новых условиях.
Я включаю задания по развитию логического мышления на любом занятии, что формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.
Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы подбираю достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций
Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
4. Цель и задачи
Главной целью данного опыта является развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Объект – логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – процесс развития логического мышления детей у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза – целенаправленное и систематическое использование дидактических игр может способствовать повышению уровня развития логического мышления старших дошкольников.
Цель работы определяет решение задач:
• Изучить психолого-методическую литературу по развитию мыслительных операций у дошкольников
• Создать предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников
• Разработать и реализовать план-программу по развитию логического мышления у детей посредством дидактических игр.
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: Методика «Нелепицы»; «Времена года»; «Что здесь лишнее?»; «Вырежь фигуры»; «Раздели на группы»;
- практические: применение дидактических игр.
Работа проводится на базе Муниципального автономного дошкольного учреждения детский сада № 21 «Светлячок» муниципального образования Крымский район (МАДОУ детский сад № 21 г. Крымска).
5. Новизна опыта
1) Создание системы использования современных инновационных технологий, нацеленных на развитие логического мышления, познавательных интересов детей посредством дидактической игры.
2) Отведение дидактическим играм специального места в режиме дня.
3) Разработка авторских планов и конспектов непосредственно - образовательной деятельности по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста путём комбинации дидактических игр в рамках комплексно-игрового метода.
6. Технология опыта
1этап
• Выявление уровня развития логического мышления у детей.
• Подбор диагностического инструментария.
• Отбор, планирование и моделирование форм работы с детьми.
2 этап
• Преобразование предметно – пространственной развивающей среды.
• Насыщение образовательного процесса играми, активизирующими мышление детей и способствующими усвоению ими отдельных логических операций.
• Апробация авторских разработок.
3 этап
• Анализ деятельности, результативность, выводы.
В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• рассматривание;
• чтение художественной литературы.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:
• Логическая разминка.
• Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.
• Физминутка, пальчиковая гимнастика.
• Закрепление нового материала.
• Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Считаю, что разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание НОД представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач.
Физкультминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра, рисование в конце
НОД являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Работая над проблемой развития логического мышления у старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект :
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Включение заданий по развитию логического мышления на любом НОД формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.
Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.
Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация. Прежде ребенка стремлюсь обучать выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображение, а затем уже словесное обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по – разному на основе различных критериев. Пример игр: «Отгадай – ка»,
«Магазин», «Отвечай поскорей», «Назови три предмета», «Сложи фигуры», «Найди сходство» и др.
7. Результативность
Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс.
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на основе диагностических методик Р. С. Немова.
Анализируя полученные результаты обследования на период работы с детьми за три года, можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).
Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи.
Применявшаяся система использования дидактических игр оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к развивающим логико-математическим играм.
Вывод:
• Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.
• Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
• Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.
• Меньше времени затрачивают на выполнение заданий.
• Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.
Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
8. Адресная направленность
Данный педагогический опыт может быть полезен:
- воспитателям дошкольных учреждений,
- педагогам дополнительного образования,
- родителям, заинтересованным в интеллектуальном развитии детей.
Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Е. О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений/ Е. О. Алексеева. - М., 2012.- 260с.
2. Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет [Текст] : стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика / Е. А. Алябьева. — М. : Сфера, 2007.—117 с.
3. Антюхина. А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте/ А. В. Антюхина. -М., 2012.- 271с.
4. Басов, А. В. Развитие логического мышления детей / Басов, А. В., Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Гринго, 2007. – 348 с.
5. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие/ А. В. Белошистая – М., 2015. – 190с.
6. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский – СПб: Издательство «Питер», 2005. —288с.
7. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры/ З. А. Богуславская. - М., 2006.- 165с.
8. Веклерова, Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников/ Х. М. Веклерова. - Обнинск, 2008.- 211с.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве : Учебное пособие. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез., 2014.. – 554 с.
11. Вертгеймер М. Продуктивное мышление : Пер. с англ. /Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М. : Прогресс, 1997. — 336 с.
12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991. – 314 с.
13. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера— М. : Педагогика, 1986. — 224с.
14. Зак, А. Г. Различия в мышлении детей/ А. Г. Зак. - М. Российского открытого университета, 2012.-128с.
15. Зак, З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей/ З. А. Зак. -М., 2013.-194с.
16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды, т. 1: Психологическое развитие ребенка / А. В. Запорожец – М. : Педагогика, 1986. – 344 с.
17. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 2010. – 370 с.
18. Левина, М. З. Логика и математика для дошкольников : методическое пособие/М. З. Левина. - С-Пб., 2007.- 166с.
19. Лелявина, Н. О. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами/ Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. -СПб. ,2012- 97с.
20. Леонтьев А. Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник Московского университета. 2003, № 2, с. 5—18.
21. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ/З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. -СПб., 2012. – 123с.
22. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн/Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.
23. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн/Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо-логическое исследование с элементами математической статистики. — 640с.
24. Носова, Е. А., Логика и математика для дошкольников/ Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб., 2013.- 121с.
25. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника. - М. : Педагогика, 1997. – 282 с.
26. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 2008.
27. Субботин, О. Ю. Дидактические игры и интеллект /О. Ю. Субботин. - М., 2013.-219с.
28. Тихомиров, О. К. Психология мышления : Учеб. пособие для студ. высших уч. завед., обучающ. По направ. и спец. психологии/О. К. Тихомиров — М. :Академия, 2011. — 288с.
29. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 248с.