татьяна галинова
Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт работы
Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
МБДОУ «Детский сад № 33»
воспитатель
Галинова Т. Н.
г. Рязань
1-2. Актуальность и необходимость.
Публикация «Педагогический опыт работы „Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, что основной метод развития- проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
3. Новизна.
Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления детей.
4. Основные идеи и принципы.
Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня развития логического мышления.
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира.
Обсуждать с ребенком различные свойства предмета, помочь ему понять, какие из них являются главными, а какие второстепенными. Поощрять неожиданные ответы малыша, позволяющие увидеть предмет с другой стороны. Помнить, что занятия с ребенком должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребенок испытывает трудности, помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей :
Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.
В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.
В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.
5. Основные направления работы.
Овладение формами мышления способствует умственному развитию, необходимого для перехода к школьному обучению.
Опираясь на исследования современных авторов, развитие логического мышления через дидактические игры решила проводить по следующим направлениям:
- развитие и совершенствование мыслительных операций в специально – организованной деятельности;
- использование дидактических игр на развитие логического мышления;
- развитие интеллектуальных способностей;
- взаимодействие и общение детей между собой.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.
Задача педагога заключается в том, что содержание обучения, отвечающее возрастным особенностям детей преобразовать в нечто важное, конкретное для каждого ребенка. При этом основное внимание педагога должно быть сосредоточено в сохранении и развитии индивидуального в ребенке.
6. Результативность.
Оценка результативности моей работы проводилась по методикам «Времена года», «Что лишнее?», «»Кому что недостает?», предназначенных для детей 3-5 лет.
Методика
Высокий
Средний
Низкий
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
«Времена года»
2,00%
12,00%
20,00%
42,00%
78,00%
46,00%
«Что лишнее?»
0
20,00%
23,00%
33,00%
77,00%
47,00%
«Кому чего недостает?»
0
15,00%
20,00%
35,00%
80,00%
50,00%
Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.
Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.
Меньше времени затрачивают на выполнение заданий.
Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.
7. Распространение опыта.
Опыт своей педагогической работы по данной теме я распространяю чаще всего на уровне ДОУ «Детский сад № 33» на открытых занятиях для педагогов и для родителей, на педагогических советах (выступления, мастер-класс, консультации, так же на авторском блоге на сайте «Maam.ru”