Ольга Волкова
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна. Детский сад № 99.
Публикация «Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку дошкольный возраст – это время интенсивного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением, грамматически правильной и связной речью.
Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:
1. Словоизменение: категории числа, категории рода, категории падежа (родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
2. Словообразование: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; образование существительных от существительных; образование прилагательных от существительных; образование приставочных глаголов; образование глаголов от существительных и звукоподражаний; образование сложных слов.
3. Согласование: существительных с местоимениями; существительных с прилагательными; существительных с числительными; глаголов прошедшего времени с местоимениями.
4. Формирование фразы: простые нераспространённые предложения; распространённые предложения; предложения с использованием предлогов; сложносочинённые предложения; сложноподчинённые предложения.
Дидактические игры как средство формирования
грамматического строя речи
Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании дидактических игр, если:
- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
- игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Для определения уровня развития грамматического строя языка нами была выбрана следующая методика:
Критерии обследования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста по методике Г. А. Волковой
1. Согласование существительных с прилагательным и с числительным (одно желтое яблоко, одного желтого яблока)
2. Образование существительные с чередованием согласных в корне и выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши)
3. Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»).
4. Образование уменьшительно - ласкательных форм слов.
5. Наличие в речи обобщающих понятий («Назови одним словом»)
6. Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма, ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)
Результаты проведенной диагностики показывают недостаточный уровень развития грамматического строя. У большинства детей наблюдаются проблемы со словоизменением и словообразованием.
Дидактические игры для развития грамматического строя речи у старших дошкольников :
1. «Волшебный круг» ( Цель: формирование оптико-пространственных представлений, знакомство с предлогами. Правила: перед воспитанником круг, разделенный на сектора, на каждом секторе цветок. Ребенок должен разместить бабочку в секторе в соответствии с заданием (на цветке, под цветком и т. д.).
2. «Рассели по домам» ( Цель: знакомство и закрепление родов имен существительных». Правила: перед ребё нком четыре домика: «он», «она», «они», «оно» и картинки с изображением разных предметов, воспитанник должен расселить по домам карточки в соответствии с родом им. существительного).
3. «Чего не хватает» ( Цель: Закреплять умение образовывать существительные родительного падежа. Правила: перед ребенком иллюстрация (темы разнообразные). Ему задается вопрос «Чего не хватает на картинке?» или «Что забыл нарисовать художник художник?». Ребенок должен ответить на поставленный вопрос и добавить или дорисовать недостающий предмет.).
4. «Большой и маленький» ( Цель: закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы. Правила: Пред ребенком ребё нком два кармашка: большой и маленький и предметы: большие и маленькие. Ребенку нужно разложить предметы по карманам в соответствии с размером и проговорить).
5. «Какой? Какая? Какое?» ( Цель: закреплять умение согласовывать прилагательное с именем существительным. Правила: перед ребенком куклы (мальчик и девочка) и разные вариации одежды для них (Разных цветов, фактуры т. д.). воспитанник одевает куклы, воспитатель задает вопрос «Какого цвета платье ты надел на куклу?», ребенок должен ответить например «Красное платье. или кожанные ботинки.» (вариации игры могут быть разные какое варенье мы сварили, какая каша у нас вариться и т. д.)
6. «Веселый счет» ( Цель: закреплять умение согласовывать существительное с числительным. Правила: Перед ребенком поле: в верхней строчке изображены предметы, а в первом столбце цифры, ребенку и набор карточек с изображением данных предметов в разном количестве. Ребенку необходимо в клетку пересечения строчки и столбца вставить нужную карточку. Например цифра 5 предмет машинка в клетку пересечения ребенок вставляет картинку с изображением пяти машин и проговаривает: «пять
машин»).
7. «Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи» ( Цель: дать детям знания о слоговой структуре слова. Правила:
На первой линейке изображены цифры от одного до четырех. На второй линейке картинки, в названии которых разное количество слогов.
Вариант 1. Ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. Затем подбирает соответствующую цифру.
Вариант 2. Ребенок двигает первую линейку так, чтобы в окошке появилась цифра. Затем ищет слово с соответствующим количеством слогов.
Результаты проведенной работы показали положительную динамику развития грамматического строя речи у старших дошкольников, что доказывает положительное влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у старших дошкольников.
Литература:
1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
2. Гущина Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М. : Буки-Веди, 2013.
3. Дмитриевских Л. С. Обучение дошкольников речевому общению. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М. : Просвещение, 1985.
5. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
6. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.
7. Лебедева Л. В. (и др.). Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2009.
8. Логинова В. И. Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : 1984.
9. Никонова О. В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4.
10. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
11. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М. : Дрофа, 2010.
12. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. - М., Мозаика-Синтез, 2011.
13. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи - М., Академия, 2009.
14. Гавриш, Н. В. Характерные особенности речетворческой деятельности в дошкольном детстве//Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2012.
15. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : пособие для практ. работников ДОУ. - 3-е изд., испр. и доп. / Г. С. Швайко. - М., Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006.