Татьяна Друганова
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как центральное звено, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции.
Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
В соответствии ФГОС дошкольного образования эта тема относится к образовательной области «Речевое развитие». Речевое развитие детей настолько актуально, что затрагивает не только образовательную область «Речевое развитие», но и «Социально – коммуникативное развитие». Недостатки речевого развития воспитанников нашей группы доказывают актуальность темы. Развивать речь воспитанников благоприятно в речевых дидактических играх, потому что игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников.
В соответствии образовательной программе МБДОУ в начале и в конце года проводится обследование по различным областям по методике Верещагиной Н. В. Для более точного анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим дополнительную диагностику по методике О. С. Ушаковой.
Обследование проводилось в виде наблюдений и индивидуальной беседы. Всего обследовано в сентябре 29 человек, из них 11 высокий уровень речевого развития; 18 человек средний уровень речевого развития. Выше оценки в развитии звуковой стороны и развитии словарного запаса, ниже в грамматическом строе речи и связности речи.
На основании результатов обследования особенностей развития речи детей была поставлена следующая цель работы: способствовать развитию разных сторон речи детей 4-5 лет через дидактические игры.
Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи :
1. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе и окружающем мире.
2. Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и социального окружения.
3. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
4. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.
5. Развивать умение детей описывать объекты окружающего мира, упражнять в составлении рассказов по картине.
6. Воспитывать культуру общения.
Были определены следующие этапы работы по развитию речи детей средней группы в дидактических играх :
1. Накопление представлений об окружающем и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
2. Закрепление умений детей играть в дидактические речевые игры.
3. Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет построение РППО среды.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Развивающая предметно – пространственная среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Дикие и домашние животные», «Что сначала, что потом» и другие. Так же большой интерес вызывают игры типа «Паззлы», в которых заложены элемент самоконтроля.
Детей так же очень увлекает участие взрослого в игре, например, Женя и Кирилл играли в игру «Расскажи сказку», и пригласили воспитателя. После этого к игре подключились еще другие дети. Так же Диана, играя в детскую игру «Собери семью», разложила взрослых птиц, затем добавила птенцов. Затруднилась в названии самки гуся, обратилась к нам: «Почему у гуся гусыня? Ведь у петуха – курица, а не «петухиня»». Так же детям очень понравилась схема артикуляционной гимнастики «Утро язычка».
На первом этапе мы знакомили детей с окружающей действительностью. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические (экологические игры, опыты, труд). Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными и окружающим миром. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись” формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово” :
Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений играть в дидактические игры.
Для закрепления правильного произношения использовали чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, прилетела оса”. Используем чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В среднем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, слова, меняя интонацию. Используем их для совершенствования фонематического слуха: произносим чистоговорку и просим детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи.
Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой занятий.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: на данном этапе мы использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков общения и перенос в другие виды деятельности. Игры на разные стоны речи детей на природном материале стали неотъемлемой частью деятельности. Дети используют в играх чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и т. д. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения
Повторное обследование развития речи по методике О. С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
1. повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
2. повышение самостоятельной речевой активности детей
3. увеличение числа задаваемых детьми вопросов
4. повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию всех компонентов речевого развития детей, а также общения, любознательности.