Инна Воронина
Развитие логического мышления на основе дидактических игр с палочками Кюизенера в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
И. В. Воронина
Воспитатель МБ ДОУ ДС №64 «Пингвиненок»
г. Нижневартовск
Развитие логического мышления
на основе дидактических игр с палочками Кюзенера в ДОУ
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упустить случая
сделать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Публикация «Развитие логического мышления на основе дидактических игр с палочками Кюизенера в ДОУ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
В математике следует помнить не формулы, а процессы «мышления» - писал В. П. Ермаков..
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Занимаясь с детьми, мною было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок «Развитие логического мышления у детей на основе дидактических игр с палочками Кюизенера в ДОУ.
Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению. Если мы хотим, чтобы наши дети могли быть знающими врачами, способными вырабатывать верные пути лечения,
толковыми юристами, склонными анализу всех фактов, им необходимо
учиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений.
Примечательно, что Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей.
При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельный обучающий инструмент, и как дополнительный материал к основной методике раннего развития.
Современному дошкольнику очень нужны умные руки, потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Действительно, какой совершенный инструмент дала нам природа!
Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Палочки, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером, известны и широко применяются во всем мире для обучения математике, они используются педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Их называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Играть в палочки Кюизенера можно даже с малышом полутора-двух лет.
Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход.
Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:
игровой – палочки используются в качестве материала для игр ( малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.
обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего "через руки" (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа. Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенераосуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе были созданы определенные условия. есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки. Для того, чтобы развитие логического мышления не ограничивалось занятиями и играми в детском саду, я рекомендовала родителям продолжать данную работу дома, основываясь на том, что это необходимо для начала школьного обучения детей. Для этого я предложила родителям консультации, советы. «Логико-малыш» «Занимательные математические квадраты для развития логики» «Игры для детей с использованием занимательного дидактического материала» Мои воспитанники от занятия к занятию стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение. Из бесед с детьми и родителями выявила, что работа по развитию логического мышления с использованием занимательного дидактического материала ведется в большинстве семей. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Таким образом, уже сегодня, мы можем констатировать: использование данного дидактического материала во всех образовательных областях через разнообразные формы организации образовательного процесса, а взаимодействие детского сада и семьи обеспечивает системную работу педагогического коллектива, родителей и дает конкретные положительные результаты в деле формирования ключевых компетентностей наших воспитанников. В своей работе мы отметили, что наибольшие трудности возникли при формировании технологической компетентности : дети с некоторыми затруднениями применяли свои знания в новой ситуации, а также затруднялись в умении планировать этапы своей деятельности. Но систематическая работа с использованием дидактического материала способствовала тому, что к концу года произошла положительная динамика. Показатели же информационной и социально-коммуникативной компетентностей достигли высоких результатов благодаря тому, что цветные палочки Кюизенера мы используем и для решения логических задач. Например, предлагаем детям составить «Детскую железную дорогу», выполнив следующую инструкцию: «Наш поезд будет состоять из трех вагонов: голубого, желтого и розового. Желтый вагон должен стоять в середине поезда, а розовый должен быть не первым. В какой последовательности должны стоять вагоны нашего поезда?». Так на основе зрительно воспринимаемой информации дети учатся понимать предложенную задачу и решать ее. (Приложение№1)
Средний возраст более благодатный для занятий с палочками Кюизенера. Дети растут, развиваются, речь их становится более чёткой, они осознанно стремятся ко всему новому. И мне заниматься с ними намного интереснее, и использую этот материал не только для познания в области математики но и в процессе освоения других образовательных областей, даю упражнения с палочками в процессе овладения коммуникативными навыками и закрепления конструктивных навыков, а так же во второй половине для самостоятельной деятельности детей.
Вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности, используем альбомы «Посудная лавка», «На золотом крыльце…», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком» (Приложение№1). Таким образом, активное использование цветных палочек Кюизенера способствует успешному формированию математических представлений, развитию внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления, дошкольников. Разнообразные игровые задания, дидактические игры и упражнения стимулируют интерес к познанию нового, воспитывают волю, усидчивость и целеустремленность будущих первоклассников.
Приложение №1
Веселый человечек
Палочкин– Считалочкин
знакомит детей с цветными палочками Кюизенера;