Светлана Талпэ
Развитие логического мышления дошкольников, как средство повышения качества знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Во всём мире качество образования определяется как:
-Развитие творческого мышления -Активное отношение действительности
Стратегическая цель государственной политики на современном этапе повышение доступности качественного образования соответствующего требованиями инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Во всём мире качество образования определяется так:
Публикация «Развитие логического мышления дошкольников, как средство повышения качества знаний» размещена в разделах
-Развитие творческого мышления -Активное отношение действительности
Стратегическая цель государственной политики на современном этапе повышение доступности качественного образования соответствующего требованиями инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. А это значит, что слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии окружающего мира, в ориентировке в пространстве, в определении формы, величины, цвета предметов и т. д., всё это говорит о том, что с детьми, страдающими глазными заболеваниями, необходимо проводить дополнительную работу по развитию элементарных математических представлений. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, обратила внимание, на то, что дети часто допускают ошибки в счете, слабо знают основные цвета спектра, путают синий цвет с зеленым, многие не могут назвать геометрические фигуры. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы развить у детей логическое мышление и мотивировать детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.
1. Средства для развития логического мышления дошкольников
Актуальность развития логического мышления у детей дошкольного возраста подчёркивается в Федеральном Образовательном Стандарте ДО в Федеральном Государственном законе об образовании в РФ. Закон РФ от 28.12.2012 №273-фз «об образовании в РФ» Приказ Минобр науки России от 17.10.2013 №1155-стандарт дошкольного образования (зарегестрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384.
Важной задачей образования становится развитие у детей интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию это достижимо при участии дидактических играх дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения. Именно в детском саду должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребёнка.
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений, поэтому цель моей работы: способствовать развитию познавательной активности детей, их логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логико-математические игры.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников, их внимание, повышать способность к усвоению математических связей. В результате анализа свой работы в старшей группе выявлены ряд недостатков.
Недостатки в результате:
-ребёнок не проявляет любознательность
-не задаёт вопросы
-не склонен наблюдать, экспериментировать
Недостаток в условиях:
-не достаточно оснащена материальная база
- не достаточно использование педагогами компьютерных информационных технологий
Недостатки в процессе:
-требования родителей и педагогов к ребёнку рассогласованные
Для решения поставленных задач бала проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);
• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для старшей возрастной группы;
• составлена картотека логико-математических игр;
• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.
При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приё мы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации,
Диалогические методы :
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
• В основу технологии В. Воскобовича положена идея направленности интел-лектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который по-лучается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каж-дой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения раз-ных задач образовательной деятельности в течение длительного времени
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей
• Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей. Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку, организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание детей к играм собственным примером, и в процессе игры взрослый выступает в роли консультанта, создавая ситуацию непринужденного общения по поводу заданий, проблемных ситуаций, предлагаемых в игре.
Игры В. Воскобовича, Б. П. Никитина «Геоконт», «Квадрат», «Сложи узор», «Кубики» предлагаю детям во время самостоятельной деятельности, и а также использую их при индивидуальной работе и в непосредственно- образовательной деятельности.
С помощью специально подобранных дидактических игр, включённых в воспитательно-образовательный процесс, развивается логико-математическое мышление дошкольников, что подтверждает положительная динамика уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Технологии проведения занятий для повышения логического мышления дошкольников
В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.
На первых этапах игры, мы с детьми учились просто натягивать резинки на гвоздики, я предлагала детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем мы строили длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивали большой и маленький квадраты, строили дома. Затем я предложила детям простейшие схемы, на которых были изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д. Предлагалось детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
В группу я принесла детям разноцветные кубики, мы с детьми рассмотрели их, назвали цвет каждой стороны, потом я предложила им построить длинную дорогу, башню, ворота, но со сторонами определённого цвета. Так же мы с детьми строили мебель с узором для кукол, дома с окошками и т. д. Далее я предлагаю детям простейшие схемы построения узоров, так же дети самостоятельно придумывают и создают узоры.
Заключение
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».