Олеся Михайленко
Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников»
▼ Скачать
Тема педагогического проекта
Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников
Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 "Золотая рыбка" Михайленко О. Г.
Логическое мышление это высшая стадия развития мышления. Достижение этой стадии – несомненно длительный процесс, полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления нужно в дошкольном возрасте и не ждать, что в 14 лет он достигнет стадии формально- логических операций.
Публикация «Проект „Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
На каждом возрастном этапе создается определенная «лестница», где формируются психические функции, они важны для перехода следующей ступени, поэтому нужна логика воспитанникам дошкольного учреждения. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе, способность «действовать в уме».Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления в детском саду, труднее будет даваться в решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
По психологии Немова Р. С. «мышление» является творческим, познавательным процессом, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Для того, чтобы лучше понять и разобраться в логическом мышлении, нужно рассмотреть и проанализировать основные логические приемы :
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщение.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Дошкольники должны овладеть следующими элементами логических действий : сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. В результате, целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. Дети могут решать задачи в групповой и индивидуальной форме.
Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит ее в игры. Большое значение игры в развитии личности дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре. Игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели; формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения, умение планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата.
Проблема: Придя в детский сад, воспитатель должен понимать, что навыки, умения детей, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. Важнейшим среди этих навыков является логическое мышление и начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Исходя из этого, можно определить актуальность темы проекта «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников», так как, овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Тема проекта : Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников.
Цель: Способствование развитию логического мышления у дошкольников через игровую деятельность
Задачи:
1. проанализировать литературу по данной теме;
2. раскрыть сущность понятия «логическое мышление»; выделить особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте;
3. подобрать диагностический материал для выявления уровня развития логического мышления у дошкольников;
4. создать предметно-развивающую среду в группе;
5. разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию логического мышления дошкольников для воспитателей и родителей;
6. рассмотреть математические игры как средство развития логического мышления.
7. разработать и апробировать систему занятий с использованием игровой деятельности.
Срок реализации: 2 года
Литература:
1. Белошистая А. В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми. – М. : Ювента, 2006.
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Ювента, 2006.
3. Немов Р. С. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М., 1997. - 260 - 270с.
4. Рогов Е. И. Психология познания. / - М. : Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2001.156 -176с.
5. Светлова И. Е. Логика. -М. : Изд-во Эксмо, 2004. – 64 с.
План работы по развитию логического мышления в старшей группе
Сентябрь
1. Подобрать материал по данной теме
2. Составление проекта по данной теме
3. Проведение диагностики детей
Октябрь
1. Провести беседу на тему «Игра», поговорить об ее особенностях
2. Познакомить детей с понятием «Логика. Логическое мышление», с приемами логического мышления через игру
Ноябрь
1. Рассмотреть с детьми один из приемов логического мышления «анализ, синтез»
2. Провести занятие в игровой форме «Выбери», «Лишний», «Правильный ответ», «Кармашек»
Декабрь
1. Рассмотреть с детьми второй прием «Сравнение» через игровую деятельность «Сравни картинки», «Назови сходства и различия», «Маленький, большой предмет», «Найди пару», «Величина», «Самый длинный», «Глубже других»
2. Подготовится к выставки «Сравни рисунки»
3. Выставка рисунков
Январь
1. Познакомить детей с третьим приемом логического мышления «Сериация» через беседу
2. Провести занятие, по третьему приему использовав такие задания, как «Пустая клетка», «По порядку», «Квадратики»
Февраль
1. Организовать работу в паре с детьми по знакомству с четвертым видом «Ограничение» (игра «Линии»)
2. Провести занятие с математическими играми «Поймай тройку», «Собери круги, квадраты», «Прятки»
Март
1. Познакомить детей с пятым приемом логического мышления «Отрицание» через наглядные схемы с заданиями
2. Подготовить задания для заготовленных ранее схем «Цвета», «Геометрические фигуры», «Число»
3. Провести занятие: изобразить схемы- рисунки к данным заданиям
Апрель
1. Провести итоговое занятие по всем приемам логического мышления
2. Использовать по одной игре для закрепления пройденного материала
Май
1. Повторить весь пройденный материал через игровую деятельность
2. Провести повторную диагностику детей на развитие логического мышления 3. Оформить в таблице для сравнения результатов
План работы по развитию логического мышления в подготовительной группе
Сентябрь
1. Подобрать материал по данной теме, дидактические игры
2. Провести диагностическое исследование детей подготовительной группы
Октябрь
1. Беседа на тему «Игра», «Ее особенности» (расширять знания)
2. Вспомнить с детьми приемы логического мышления «анализ, синтез, сравнение, ограничение, сериация, отрицание» через проведения занятий с игровой деятельностью
Ноябрь
1. Рассматрение приема «Обобщение»
2. Изгатовить атрибуты для дидактической игры
3. Проведение игрового занятия
Д/ И:
•Найди общее
•Найди общий признак
•Чем похожи числа
Декабрь
1. Расширять знания о приеме «Обобщение»
2. Занятие в игровой деятельности «В мир математики»
Д/ И:
•Чем похожи слова
•Продолжи перечень слов
•Назови, одним словом
Январь
1. Познакомить детей с приемом развития логического мышления «Систематизация»
2. Проведение занятия
Д/ И:
•Направление
•Геометрические фигуры. Создать раздаточный материал для занятия (круги и квадраты)
Февраль
1. Расширять знания о приеме «Систематизация»
2. Занятие «Огород»
Д/ И:
•Овощи
•Фрукты
•Грибы
•Определи последовательность
Март
1. Знакомство со следующим приемом «Умозаключения»
2. Проведение занятия с дидактическими играми:
•Природные явления
•Как ты думаешь?
•Закончи мысль
3. Рисование «Время года»
Апрель
1. Расширять представление о приеме «Умозаключение»
2. Викторина «Самый умный»
•Логические задачки
•Лжезагадки
•Найди пару
Май
1. Провести итоговое занятие по всем приемам логического мышления. Использовать по одной дидактической игре для закрепления пройденного материала
2. Провести повторную диагностику детей на развитие логического мышления
3. Оформить в таблице для сравнения результатов