Ольга Потапова
Развитие логического мышления старших дошкольников в игре
▼ Скачать +Заказ
Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась изучением проблемы развития мышления через игры с математическим содержанием. Затем стала использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста логические дидактические игры с наглядным сопровождением и словесные логические игры.
Публикация «Развитие логического мышления старших дошкольников в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
К концу дошкольного детства ребенка начинают интересовать не только те явления, которые он непосредственно видит, но и обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Круг вопросов, которые дети старшего дошкольного возраста задают взрослым, достаточно широк и порой неожидан. Мне приходилось быстро искать ответы на такие детские вопросы: «Почему летом идет дождь, а зимой снег?», «Где начало и где конец радуги?», «Кто зажигает фонари?», «Почему наступает ночь?»
Часть ответов мы нашли вместе с детьми, проводя опыты, читая детские энциклопедии и познавательные журналы.
Развитие мышления происходит в различных видах детской деятельности, но так как большую часть времени ребенок занят игрой, то через игру возможно наиболее активное усвоение детьми новых знаний, применение их на практике. Систематическое проведение логических игр дает положительные результаты.
Вот несколько примеров проведения таких игр из моей практики.
Дидактическая игра «Автобиография».
Цель: формирование умения выделять главные признаки предмета, развитие мышления, умения перевоплощаться.
Ход: Водящий представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет рассказ о себе. Остальные дети угадывают, о чем идет речь.
Настя: «Я бумажная, могу рассказывать интересные истории. Если со мной плохо обращаться, могу порваться» (книга).
Вадик: «В меня можно стрелять из лука, бросать камнями – меня всё равно не пробить» (железная дверь).
Олег: «Я круглая, летаю в космосе. На мне есть реки, горы, леса и моря» (Земля)
Оля: «Меня все бросают, пинают, а я ни на кого не обижаюсь, потому что мне весело от этого» (мяч).
Дидактическая игра «Если бы, да кабы…»
Цель: развитие умения мыслить, перевоплощаться, строить логически завершенное предложение.
Ход: Дети заканчивают начатое взрослым предложение: «Если бы я был, то, потому что…»
Катя: «Если бы я была деревом, то елкой, потому что каждый Новый год ее украшают игрушками, и все ею любуются»
Люба: «Если бы я была деревом, то березкой, потому что она самая красивая, и ее все любят»
Яша: «Если бы я был фруктом, то арбузом, потому что он большой и вкусный»
Настя: «Если бы я была фруктом, то кислым апельсином, чтобы меня никто не съел»
Оля: «Если бы я была цветком, то ноготками, потому что они очень интересные: утром раскрываются, а вечером закрываются»
Вика: «Если бы я была цветком, то васильком, потому что это мой самый любимый цветок»
Дидактическая игра «Похож – не похож».
Цель: упражнение детей в сравнении предметов между собой, нахождении признаков различия и сходства, развитие наблюдательности, умения выделять скрытый смысл.
Ход: Дети выбирают два предмета, по их мнению связанных между собой, и обосновывают свой выбор.
Саша выбрал набор мелкого строительного материала и игру «Волшебный экран», потому что из строителя можно построить дом, а в «Волшебном экране» его зарисовать.
Настя взяла две детали строительного материала – куб и призму, объяснив свой выбор тем, что если распилить куб по диагонали, получится две призмы.
Олег принес куклу и машину, потому что кукла изображает человека, а человек может управлять машиной.
Опираясь на свой опыт работы по вопросам развития элементов логического мышления, я составила картотеку словесных логических игр для детей старшего дошкольного возраста. Но об этом я расскажу в следующем посте.