Татьяна Голикова
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи, к тому же все речевые нарушения, как правило, носят комплексный характер. Они затрагивают все стороны речевого развития, в том числе и фонематический слух.
Фонематический слух играет ведущую роль при овладении звуковой стороной языка и включает: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Дети с нарушением фонематического слуха испытывают трудности при овладении звуковым анализом и синтезом слов, что влечет за собой разные виды отклонений, проявляющихся в дислексии и дисграфии, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуск, перестановка, замена букв) и является причиной неуспеваемости. Кроме того, нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы. Таким образом, проблема развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ДОУ является актуальной. Кроме того, без специально организованной коррекционной работы, речевые нарушения не исчезают.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
В связи с этим развитие фонематического слуха является одним из направлений логопедической работы в ДОУ. Пути и средства ее осуществления различны. Среди них достойное место занимает дидактическая игра.
В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр позволяет учить детей весело и без принуждения, помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Кроме того, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровнего характера.
Работу по развитию фонематического слуха целесообразно начинать с узнавания неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д. При этом можно использовать дидактические игры следующего типа:
– «Поймай звук» – логопед произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает;
– «Кто это?» – логопед издает звук («ззз» – пищит комар, «ссс» – льется вода, «жжж» – жук жужжит, «ррр» – рычит тигр, а ребенок отгадывает, кто это или показывает соответствующую картинку.
На следующем этапе работы используются игры на формирование у дошкольников умений различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, «вагон») правильно и неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно, то дети хлопают в ладоши.
Далее ведется работа по умению различать слоги. На этом этапе также хорошо зарекомендовали себя дидактические игры. Например, игры типа:
– «Похлопаем» – логопед произносит слоги, среди которых есть заданный звук, ребенок хлопает, если услышит нужный;
– «Услышишь лишнее – подними руку» – логопед произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу», а ребенок поднимает руку, если услышит другой звук.
После этого отрабатывается умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённым образом («а-а-а» – плачет девочка, «в-в-в – дует ветер, «у-у-у – гудит поезд и т. д.).
Дифференциация согласных звуков проводится по 2 направлениям: по твердости – мягкости и по звонкости-глухости. На данном этапе работы используются такие игры, как: «Флажки» (взрослый называет звук, а ребёнок, определяя, какой этот звук: согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета: синий или зеленый);
«Цветные ёжики» (взрослый произносит звук, а ребенок решает, какому ё жику: синему или зелёному, дружить с этим звуком); «Колокольчик» (взрослый произносит звук, а ребенок звонит в колокольчик, если звук звонкий звук, а если глухой, то не звонит).
Затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. Для этого можно предложить ребенку следующие игры: «Кто быстрее» (детям предлагается ряд картинок с изображением предметов, необходимо назвать все картинки и самостоятельно отобрать из них те, которые содержат изучаемый звук, кто быстрее, тот победил); ««Кому, какая картинка» и т. д.
Когда ребенок научился различать отрабатываемый звук в собственной речи, начинается работа над формированием умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. Гласные лучше всего выделять из начала слова под ударением, а согласные, когда они стоят в конце слова (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед гласными. В этих позициях согласные звуки легче различаются, отделяются от других звуков. Когда данные задания уже не вызывают затруднения у ребенка, можно переходить к более сложным. Например, логопед называет слоги с разными звуками (та-ка-та; ба-па-ба) и предлагает ребенку повторить их; или задает вопросы «В тарелке суп или зуб? У мамы дочка или ночка?». И т. д.
Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяем игры и упражнения со стихотворными текстами, фольклорный материал. Это помогает ребятам легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.
Следующий шаг в работе по формированию фонематического слуха у детей с ОНР развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Эта работа осуществляется в определённой последовательности и на каждом этапе возможно использование дидактических игр :
– определение количества слогов в словах разной сложности («Подбери слову схему», «Отхлопай количество слогов»);
– выделение первого и последнего звука в слове («Звуковые домики», «Вагончики»);
– выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения («Ромашка», «Звуковые сундучки», Звуковые прятки»).
Таким образом, постепенно и в игровой форме идет формирование фонематического слуха у детей с ОНР. А хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов.
Формирование фонематического слуха – это продолжительный и нелёгкий процесс. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем лучше будет результат. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, лучше усваивается лексический материал.