Алексеева Ольга Викторовна
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»
Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности матема-тического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав литературу по данному вопросу, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мысли-тельной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопо-ставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логи-чески достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные зна-ния с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошколь-ного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рас-суждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопостав-лять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при усло-вии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Зачастую родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка мыслить. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситу-ации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей позна-вательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводим в несколько этапов:
1. Необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). 2. Необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
На первом этапе предложить детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняются и закрепляются представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше)заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. А вот игра «Да или нет?» дает возможность выполнить много разнообразных заданий. Задаем детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре используем вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.
Наряду с этими играми, даем детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.
Последовательно детям предлагаем задания на трансформацию объекта, размера объекта, количества объектов (изменение количества частей или фигур) и другие задачи. В игре заложена основа поэтапно усложняющихся действий.
Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии отводится знакомству детей с блоками Дьенеша, логическими фигурами и палочками Кюизнера. Основная цель этого дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам. Для решения логических задач дети должны научиться выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать, удерживать в памяти, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам.
Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, необходимо дать детям возможность познакомиться с логическими блоками. В процессе различных, манипуляций дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщин.
Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами блоков предло-жить детям следующие задания:
«Найди такие же фигуры, как эта» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине);
«Найди не такие фигуры как эта» (по форме, по размеру, по цвету, по толщине).
«Найди только треугольные фигуры» (синие, квадратные, большие, жёлтые, толстые и т. д.)
«Назови, какая эта фигура по цвету» (по форме, по размеру, по толщине).
После такого знакомства с блоками переходим к играм и упражнениям:
Дидактические упражнения : «Цепочка», «Второй ряд», «Чудесный мешочек», «Домино» помогают детям освоить свойства фигур, понять выражения, «такой же», «не такой» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).
Дидактические упражнения «Засели домики», «Дорожки», «Раздели блоки» и другие дают возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением: количества свойств.
В игре дети должны научиться соблюдать правила, стремиться выиграть, получить положительный результат. Этот стиль поведения ребенка в игре очень значим для формирования личности.
Для более успешного овладения числами и цифрами, арифметическими дейст-виями, различением предметов по их свойствам, ввела новые дидактические упражнения «Собери цепочку», «Путешествие», «Рукодельница», «Расставь числа», «Математические бусы», «Арифметическое домино». В результате этих упражнений у детей развиваются способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении действий. У детей форми- руется интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интел-лектуальной деятельности. Понимание детьми законов дидактической игры приводит к тому, что дети начинают играть самостоятельно в парах или небольшими группами. Ребёнок принимает роль ведущего, объясняет условие игры, контролирует выполнение правил, оценивает правильный результат. Дети меняются ролями, стремятся верно, выполнить задание, придумывают свои оригинальные задания. Эта деятельность весьма полезна для дошкольников.
В ходе игры, возникающей по инициативе самих детей, они приобщаются к сложному интеллектуальному труду. В результате проделанной работы дети могут выбирать себе игру по интересу, объединяться со сверстниками, целенаправленно действовать с материалом.
Таким образом, развивать логическое мышление дошкольника целесо-образнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной прог-раммы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности позволяют эффективно контролировать ход развития детей, что позволяет успешнее подготовить детей к обучению в школе.