Лидия Потапкина
Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей[/i]!
Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки, предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров, поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание).
Публикация «Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста, Памятка для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
• Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
• Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, дождь)
• Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф)
• На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т. д.
• Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т. д.
• Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.
Дыхательные и голосовые упражнения
• Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, перышки
• Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места.
• Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой.
• Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.
• Надувать мыльные пузыри.
Артикуляционные упражнения
- для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое, удивленное;
- для губ: выпячивание губ трубочкой, щелканье плотно сжатыми губами;
- для языка: показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком ("лошадка").
Развитие правильного звукоподражания
Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а, гудит паровоз (у-у-у, плач ребенка (уа-уа-уа, крик в лесу (ау-ау).
Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква, пи-пи, га-га)
Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук, тик-так)
Упражнения на развитие мелкой моторики
Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.
Разложить пуговицы по величине, цвету, форме.
Разобрать монеты по величине.
Надевать и снимать перчатки, рукавички.
Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, ягоды рябины.
Работа с пластилином, карандашами, кистью. Конструирование.
Игры со сказками
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
"Отгадай название сказки"
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка - …; Заюшкина ….; Конек - …; Гадкий…; Мороз…; Царевна - …; Гуси - …; Мальчик ….; Красная …; Крошечка …; Цветик - …; Аленький …; Золотой …; Бременские …; Доктор ….
"Что лишнее?"
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси - лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По - щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").
Веселое азбуковедение.
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
Игра с мячом "Скажи наоборот".
Зима - лето, Жара - холод, Правда - ложь, Богач- бедняк, Горький - сладкий, Полезный -вредный:
"Волшебная палочка феи Словарины"
Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой - увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом - домик – домище. Мост - мостик – мостище. Дождь - дождик – дождище. Кот - котик - котище:
Желаем приятного досуга![i]
[/i]